Общие положения
Основные направления информатизации образования:
- совершенстование информационных образовательных ресурсов;
- модернизация программно-аппаратной инфраструктуры учреждений образования;
- совершенствование системы управления образования на основе эффективного использования ИКТ в рамках РИОС.
2. Использование современных информационно-коммуникационных технологий
2.1. Информационные образовательные ресурсы Республики Беларусь
2.2. Проект «Электронная школа»
2.3. Сервис «Электронный дневник/электронный журнал»
2.4. Корпоративная электронная почта
2.5. Выбор интернет-провайдера
2.6. Государственные информационно-правовые ресурсы
3. Конфигурация компьютерного оборудования
4. Гигиенические требования к организации образовательного
приложение 1 Интернет-ресурсы системы образования
2.1. Информационные образовательные ресурсы Республики Беларусь
Создание и использование информационных образовательных ресурсов Республики Беларусь направлено на информационное, научно- и учебно-методическое, консультационное обеспечение всех участников образовательного процесса. К информационным образовательным ресурсам относятся:
– официальные интернет-сайты учреждений образования и органов управления образованием;
– электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР), размещенные на национальном образовательном портале (http://adu.by) в разделе «Электронное обучение», на портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by) и на иных сайтах государственных органов и организаций. Основной задачей по организации функционирования официальных интернет-сайтов всех учреждений образования является предоставление официальной информации о деятельности учреждений образования. Информация, размещаемая на официальном интернет-сайте, должна быть актуальной, отражать специфику деятельности учреждения образования и обновляться не реже одного раза в неделю. При этом должны быть выполнены требования:
– Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»;
– Положения о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу Постановления Совета Министра Республики Беларусь от 11.02.2006 №192».
– Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 2105-2012 «Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и организаций. Требования»;
– законодательства об информации, информатизации и защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (Указ Президента Республики Беларусь от 16.04.2013 № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации», Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 30.08.2013 № 62 «О некоторых вопросах технической и криптографической защиты информации» и иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы защиты информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено);
– законодательства, регулирующего вопросы размещения рекламы на официальных сайтах государственных органов и организаций (Закон Республики Беларусь «О рекламе»).Требования и рекомендации к официальным сайтам учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и специального образования на 2018/2019 учебный год представлены в приложении 4 к настоящему документу.
Основой для использования в учреждении дошкольного образования ИКТ, ЭОР могут стать информационные ресурсы национального образовательного портала (http://adu.by), размещенные в разделе «Электронное обучение» /«Дошкольное образование»(http://e-vedy.adu.by/course/index.php?categoryid=112). Данный ресурс доступен для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации. Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее –Национальный институт образования) разработаны ЭОР в соответствии с содержанием образовательных областей учебной программы дошкольного образования для детей от 5 до 6 лет: «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство» (изобразительная деятельность, музыкальная деятельность), «Ребенок и природа», «Обучение грамоте». На национальном образовательном портале http://adu.by в разделе «Электронные образовательные ресурсы»/ «Специальное образование»/ «Дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» (http://evedy. adu.by/course/index.php?categoryid=63) размещены электронные учебно-методические комплексы по образовательным областям «Развитие речи», «Обучение грамоте», «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Искусство», «Элементарные математические представления» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью, которые представляют для педагогических работников широкие возможности проектирования адаптивно-адаптирующей образовательной среды с реализацией принципиально новых методов, форм, средств обучения и использованием новых подходов к организации образовательного процесса.
Использование ЭОР в образовательном процессе способствует повышению мотивации обучающихся к изучению учебных предметов, построению их индивидуальной образовательной траектории, формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса, а также созданию условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников.
Коллекция ЭОР, предназначенных для практического использования в образовательном процессе, размещена на национальном образовательном портале (http://adu.by) в разделе «Электронное обучение». ЭОР разработаны Национальным институтом образования в соответствии с содержанием учебных программ по учебным предметам и включают более 200 учебных курсов. Каждый ЭОР по учебному предмету, как правило, содержит следующие материалы:
– справочно-информационные, призванные значительно расширить информационную базу учебных мероприятий (уроков, факультативных занятий и др.);
– контрольно-диагностические, содержащие учебный материал по тематическому и итоговому контролю обучающихся;
– интерактивные, предназначенные для отработки умений и навыков обучающихся по учебным предметам.
Кроме этого, национальный образовательный портал содержит предназначенные для скачивания версии электронных средств обучения (далее –ЭСО), разработанные в рамках мероприятий программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы» (http://www.adu.by в разделе «Педагогам», подраздел «Современные средства обучения и ИКТ в образовании»). Каталог программного обеспечения, применяемого в специальном образовании, размещен на сайте Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (https://iio.bspu.by в разделе «Институт», подраздел «Учебная лаборатория «Образование без границ»).
Перечень ЭОР для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования размещен на сайте учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – УО РИПО) в разделе «Электронные образовательные ресурсы» (ripo.unibel.by). Элементы учебно-методических комплексов, рекомендованных к использованию в образовательном процессе экспертным советом УО РИПО, размещены в разделе «Методическая поддержка».
Допускается в образовательных целях использование информационных инструментов и ресурсов, предлагаемых ведущими мировыми разработчиками программного обеспечения на бесплатной основе, с учетом требований Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации». Перечень основных интернет-ресурсов системы образования приведен в приложении 1 к настоящему письму.
2.2. Проект «Электронная школа»
Создание информационно-образовательного пространства для формирования личности, адаптированной к жизни в информационном обществе (проект «Электронная школа»), является одним из мероприятий подпрограммы «Цифровая трансформация» Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г.№ 235. Реализация данного проекта направлена на:
– развитие системы общего среднего образования посредством формирования современного информационно-образовательного пространства;
– совершенствование информационно-технологической базы учреждений образования, развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность современных информационно-образовательных ресурсов участникам образовательного процесса;
– повышение навыков использования информационно-коммуникационных технологий, развитие интеллектуальных и творческих качеств участников образовательного процесса, их способностей к самостоятельным действиям и решениям, непрерывному процессу получения знаний и совершенствованию профессиональных компетенций;
– внедрение современных методов обучения на базе новейших информационно-коммуникационных технологий;
– формирование гибкой, подотчетной информационно-образовательной среды системы общего среднего образования;
– формирование автоматизированной информационно-аналитической системы оценки качества образования на основе расширенной статистической отчетности;
– создание единой системы учета контингента обучающихся учреждений общего среднего образования с перспективой масштабирования и охватом остальных уровней образования (государственной информационной системы «Регистр обучающихся»).
Организация работ по проектированию и строительству сетей беспроводного широкополосного доступа осуществляется учреждением«Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» (далее – ГИАЦ Минобразования).
2.3. Сервис «Электронный дневник/электронный журнал»
К внедрению сервиса «Электронный дневник/Электронный журнал» (далее – ЭД/ЭЖ) в учреждениях общего среднего образования допускаются системы (программы), соответствующие требованиям, изложенным в приложении 2 к настоящему письму. Примерный порядок внедрения сервиса ЭД/ЭЖ представлен в приложении 2.
Для оптимизации работы с сервисом ЭД/ЭЖ рекомендуется осуществлять выбор единой системы, обеспечивающей сервис для всех учреждений на региональном уровне. Решение о выборе конкретной системы, обеспечивающей сервис ЭД/ЭЖ для учреждений региона, принимается структурным подразделением городского, районного исполнительного комитета, местной администрацией района в городе, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – органы управления образованием).
При необходимости оценки соответствия выбранной системы требованиям настоящего документа органы управления образованием могут обращаться за консультацией в ГИАЦ Минобразования. Обращаем внимание, что при заключении договора на внедрение системы, обеспечивающей сервис ЭД/ЭЖ, предприятиям-владельцам систем необходимо предоставить документацию, подтверждающую физическое расположение централизованной базы данных успеваемости для всех подключенных учреждений общего среднего образования на территории Республики Беларусь в одном из государственных центров обработки данных, а также аттестат соответствия системы защиты информации информационной системы требованиям по защите информации.
2.4. Корпоративная электронная почта
Для работы с системой обмена электронными сообщениями (электронной почтой) в учреждениях образования необходимо использовать сервера электронной почты провайдеров, которые располагаются на территории Республики Беларусь. Использование бесплатных почтовых сервисов (Gmail, Яндекс.Почта, Mail.ru и т.п.) в рабочих целях является недопустимым. Для идентификации системы электронной почты учреждениям образования необходимо определить систему официальных адресов электронной почты, используемых работниками учреждения образования, и закрепить это в локальных нормативных правовых актах (приказ учреждения).
При выборе имени пользователя (логина) для сотрудников учреждения необходимо придерживаться делового стиля. Логин должен содержать фамилию сотрудника и при необходимости его инициалы, например: ivanov@example.by (Иванов), petrovsi@example.by (Петров Сергей Игоревич). Доменное имя электронной почты (в примере выше example.by) должно содержать сокращенное наименование учреждения образования. При отправке сообщений посредством электронной почты необходимо использовать подпись, содержащую фамилию, имя, отчество, должность сотрудника, его рабочий телефон.
Работа с электронной почтой должна регламентироваться правилами ее использования, утвержденными руководителем учреждения образования. Доступ к электронной почте предоставляется работникам учреждения образования для выполнения служебных обязанностей только с использованием официальных почтовых ящиков
2.5. Выбор интернет-провайдера
Интернет-провайдер – это компания, предоставляющая услуги доступа к сети Интернет. Для подключения к сети Интернет в учреждениях образования необходимо пользоваться услугами провайдеров, уполномоченных оказывать интернет-услуги государственным органам и организациям. Выбор провайдера определяется с учетом параметров предлагаемых услуг и потребностей учреждения образования:
– типа подключения к сети (ethernet, passive optic network и др.);
– скорости интернета во внутренней/внешней сети;
– возможности получения статических ip-адресов;
– стоимости тарифных планов;
– стабильности соединения;
– наличия встроенной антивирусной защиты и др.
Для обеспечения современного и качественного подключения следует придерживаться подключения по выделенной линии с симметричной или несимметричной скоростью канала. Рекомендуется использовать минимальную скорость канала связи, равную 10 Мбит/сек.
Для подключения важных сервисов (как внешних, так и собственных, опубликованных в сети Интернет), требующих надежного и качественного соединения, рекомендуется использовать канал с гарантированной полосой пропускания. Провайдер должен обеспечивать предоставление доступа к информационным ресурсам сети Unibel.
2.6. Государственные информационно-правовые ресурсы
При организации деятельности учреждений образования, а также при реализации образовательных программ по формированию правовой культуры обучающихся необходимо обеспечить использование официальных источников правовой информации. Первоисточником достоверной и актуальной правовой информации является эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь, который формируется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь и распространяется в составе информационно-поисковых систем (далее – ИПС) «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE» (www.etalonline.by).
Данные системы позволяют получить доступ к официальной правовой информации в актуальном состоянии и содержат не только весь массив законодательства Республики Беларусь, но также материалы судебной и правоприменительной практики, формы документов. Для удобства использования правовой информации работниками сферы образования в профессиональной деятельности в ИПС «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE» функционируют и постоянно обновляются следующие тематические банки данных (далее – БД):
БД «Образование», который содержит правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере образования, вопросы получения образования различных ступеней и уровней, социальной поддержки и защиты обучающихся, организацию оздоровления детей, направления государственной молодежной политики, в том числе по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, акты международного сотрудничества в сфере образования, а также правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогических работников;
БД «Технические нормативные правовые акты», содержащий образовательные стандарты и нормативные правовые акты, являющиеся структурными элементами научно-методического обеспечения образования (учебные программы, учебные планы и др.), а также формы централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений, справочную информацию о ведении государственной отчетности, формы ведомственной отчетности и указания по их заполнению;
БД «Права несовершеннолетних», в который включены документы, касающиеся правового положения детей, получения ими образования, осуществления трудовой деятельности, вопросов, связанных с профилактикой безнадзорности несовершеннолетних, их ответственности, а также правовые акты по противодействию торговле людьми.
Все документы, включенные в тематические банки данных, систематизированы по тематическим разделам. Тексты нормативных правовых актов находятся в актуальном состоянии. В целях воспитания правосознания у детей и подростков создан и функционирует Детский правовой сайт (www.mir.pravo.by), цель которого – помочь обучающимся понять, что такое право, и получить первоначальные юридические знания, рассказывать о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны. Информация подается в увлекательной и доступной форме, в том числе через игровые ситуации.
3. Конфигурация компьютерного оборудования
Министерством образования Республики Беларусь в целях систематизации процесса развития инфраструктуры и организационно-экономических механизмов разработаны рекомендации по конфигурации программно- аппаратного комплекса, компьютерного класса, локально-вычислительной сети, проекционного и периферийного оборудования на 2018/2019 учебный год. Подробная информация представлена в приложении 3 к настоящему документу. Закупку лицензионного программного обеспечения для учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, а также для государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования, рекомендуется проводить отдельным лотом или процедурой согласно приложению 5 к настоящему письму
4. Гигиенические требования к организации образовательного
При организации образовательного процесса с использованием ИКТ, ЭОР и ЭСО в учреждениях образования необходимо руководствоваться Санитарными нормами и правилами «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59.
Образовательный процесс с использованием видеодисплейных терминалов (далее – ВДТ), электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ) и персональных электронно-вычислительных машин (далее – ПЭВМ) во всех типах учреждений образования должен быть организован в условиях сохранения здоровья обучающихся и поддержания работоспособности оборудования в течение учебного дня, недели, учебного года.
При организации занятий (учебных и факультативных) с использованием ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в учреждениях общего среднего, специального образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования должны соблюдаться следующие требования:
– количество занятий (учебных и факультативных) с использованием ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ (включая портативные) в течение учебного дня должно составлять:
1) для обучающихся I–IV классов – не более одного занятия;
2) для обучающихся V–IX классов – не более двух занятий;
3) для обучающихся X–XI классов – не более трех занятий;
– продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора ПЭВМ (за исключением портативных), не должна превышать:
1) для обучающихся I класса – 10 минут;
2) для обучающихся II–IV классов – 15 минут;
3) для обучающихся V–VII классов – 20 минут;
4) для обучающихся VIII–IX классов – 25 минут;
5) для обучающихся X–XI классов – 30 минут на первом занятии в расписании занятий и по 20 минут на двух последующих занятиях; – продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на ВДТ (планшеты, электронные книги и др.), экране
портативного ПЭВМ, не должна превышать:
1) для обучающихся I класса – 7 минут;
2) для обучающихся II–IV классов – 10 минут;
3) для обучающихся V–VII классов – 15 минут;
4) для обучающихся VIII–XI классов – 20 минут.
Оптимальная плотность учебного занятия с использованием ПЭВМ, в том числе портативных, не должна превышать:
– для обучающихся I–IV классов – 55 %;
– для обучающихся V–IX классов – 70 %;
– для обучающихся X–XI классов – 80 %.
Для предупреждения развития переутомления при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, включая портативные, необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий по предупреждению развития умственного, эмоционального и зрительного переутомления:
– чередовать теоретическую и практическую работу на протяжении занятия;
– соблюдать перерывы длительностью не менее 10 минут после каждого занятия;
– устраивать во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
– централизованно отключать видеомониторы с целью обеспечения нормируемого времени;
– выполнять упражнения для глаз, физкультурные минутки (в течение 1–2 минут), физкультурные паузы (в течение 3–4 минут