Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Гендерное воспитание

Дата: 20 января 2022 в 10:05, Обновлено 17 января 2024 в 13:01

Гендерное воспитание

Различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не только физиологическими особенностями, но и воспитанием, распространенными представлениями о сущности мужского и женского начал. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» предусматривает воспитание гендерной культуры как один из базовых компонентов культуры личности.


Гендерная культура предполагает: 


- формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера;
- раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек;
- формирование представлений о мужском и женском достоинстве, этическом смысле красоты детства, отрочества, юности, зрелости и старости, а также подлинной и мнимой красоте человека


Условия формирования гендерной культуры: 

  • совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, работников системы здравоохранения;
  • повышение гендерной культуры педагогов и родителей;
  • создание возможностей для наблюдения и реализации гендерных ролей в повседневной жизни учащихся из неполных семей, сирот.

Формирование основ гендерной культуры находится в зависимости от ряда факторов:

  • уровень общественно-культурного развития общества;
  • особенности культуры и межкультурной среды;
  • дифференциация воспитательной работы;
  • условия воспитания в семье.

         Современное образование должно способствовать формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью.
Основная проблема – как воспитать счастливого человека: мальчика - будущего мужчину, девочку - будущую женщину.
Педагоги должны учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Анализ данных социологических исследований показывает, что большинство педагогов испытывают трудности в работе, связанные с осуществлением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.
Учитель является инициатором позитивного общения мальчиков и девочек, организует партнерскую деятельность, конкурсы, походы, беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек. Рекомендуется использовать тренинги по моделированию определенного типа поведения, к которому должны стремиться будущие мужчины и женщины, внедрению системы ценностей для мальчиков и девочек.
Формирование гендерной культуры необходимо осуществлять во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы. Необходим единый подход со стороны родителей, педагогов и специалистов по половому просвещению.
При осуществлении гендерного воспитания особенно важно учитывать возрастные особенности. Гендерное воспитание старшеклассников должно затрагивать различные аспекты психологической и физиологической совместимости супругов, вопросы подготовки к созданию семьи.
Качество воспитания ребенка но многом зависит от уровня культуры педагога, поэтому учителю необходимо быть носителем
и транслятором гендерной культуры.
Вопросы, волнующие пeдaгoгoв:

  • отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек;
  • негативное влияние средств массовой информации;
  • отсутствие представлений об идеале мужчины и женщины;
  • пассивное участие мужчин в воспитании детей;
  • недостаточное внимание к формированию культуры поведения (выбор одежды, макияж);
  • просвещение родителей и сотрудничество с ними.

Наи6ольшая интенсивность гендерного познания ребенка приходится на период обучения в школе. В это время происходит выстраивание его собственного гендерного образа. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы педагоги были компетентны в вопросах гендерных отношений, стимулировали самостоятельную работу школьников по изучению данной проблемы.
Пo мнению Р.А. Бондаренко, подрастающая личность сталкивается с лавиной достаточно противоречивой информации о гендере, что иногда влечет за собой синтезирование зачастую взаимоисключающих позиций в ее мировоззрении. 
Гендерная социализация в ее современном виде способствует тому, что девочки учатся быть более активными, а мальчики становятся более пассивными. И тех и других готовят к сходной жизненной цели: независимо от пoлa всем необходимо получить образование и работать. Однако уже в старших классах юноши и девушки имеют разные представления о профессиональной самореализации, распределении ролей в семье.

Роль учителя в гендерном воспитании

Гендерная тематика - новая для школы. Формирование гендерной культуры - актуальная проблема современности. В предшествующем периоде отечественной педагогикой был упущен один из важных аспектов воспитания личности ребёнка - гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространёнными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности.
Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь предусматривает воспитание гендерной культуры как один из базовых компонентов культуры личности. Гендерная культура предполагает формирование у ребёнка представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера; раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей и девочек-девушек; формирование представлений о мужском и женском достоинстве, этическом смысле красоты детства, отрочества, юности и зрелости, старости, а также подлинной и мнимой красоте человека. Критериями сформированности гендерной культуры выступают: установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки; стремление к взаимопониманию; наличие качеств характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности и др.; наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям; наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердности, взаимопомощи.
Основная проблема - как воспитать счастливого человека; мальчика - будущего мужчину, девочку - будущую женщину?. Исходя из этого, логично поставить вопрос - способствует ли современная школа формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью? Учитывают ли педагоги в своей работе гендерные особенности учащихся и насколько они обладают необходимыми для этого знаниями?
В последнее время становится всё более очевидной проблема маскулинизации девочек и феминизации мальчиков. С чем же это связано? Формы организации обучения требуют прилежания, сосредоточенного внимания и дисциплины. Учителя ожидают от учеников безоговорочного выполнения своих требований, часто даже не задумываясь о том, что поощряют наличие только женских качеств (причём у учащихся обоих полов). Девочка с первых дней жизни оказывается в более выгодном положении, т.к. она наблюдает соответствующие её полу модели поведения: мама, бабушка, воспитательница в саду, учительница. С мальчиком гораздо сложнее. Даже в полной семье главную роль в воспитании играет, как правило, мать. Также и в школе в наихудшем положении оказываются мальчики, рассматривающие неуспеваемость и недисциплинированность как показатели именно мужского поведения. Те же из них, кто выполняет ожидания педагогов, как правило, не пользуются уважением в среде сверстников. На определённом этапе девочки опережают мальчиков в физическом развитии, и если воспитательная деятельность педагога строится без учёта этого факта, то она практически сводится к нулю. Многие учителя сосредоточены только на передаче знаний и забывают о том, что главная задача школы, как одного из главных институтов социализации, состоит в комплексном формировании личности, одним из компонентов которого является гендерная культура.
Учитель должен быть инициатором позитивного общения мальчиков и девочек. Для этого можно проектировать партнёрскую деятельность, организовывать конкурсы, походы, беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек. Формирование гендерной культуры необходимо осуществлять во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы. Необходим единый подход со стороны родителей, педагогов и специалистов по половому просвещению. Цели, средства, методы и содержание варьируются в зависимости от возраста. Гендерное воспитание старшеклассников должно затрагивать различные аспекты психологической и физиологической совместимости супругов, вопросы, относящиеся непосредственно к подготовке создания семьи. 
Цель всей воспитательной работы школы - формирование целостной личности мужчины и женщины, реально оценивающих происходящее и способных поступать согласно личным убеждениям, учитывая сложившиеся нормы.
Безусловно, качество воспитания ребёнка во многом зависит от уровня культуры воспитателя. Поэтому учителю необходимо быть носителем и транслятором гендерной культуры.

Примерная тематика бесед по гендерному воспитанию

Класс

Тематика

II

Дружба мальчиков и девочек

Бережное отношение к девочкам – закон для мужчины.

III

Необходимость помогать девочкам при выполнении физических работ, не употреблять бранных слов и пошлых выражений

Психологического занятия с элементами тренинга для учащихся начальной школы

«Мальчики и девочки: такие похожие и такие разные»

IV

Необходимость определенной дистанции (скрытой) при общении с мальчиками.

Благотворное влияние хорошего поведения девочек на мальчиков. Нравственное поведение в игре

V

О развитии девочки (девушки).

О значении специфической гигиены для здоровья девочки, девушки, женщины.

VI

Брейн-ринг «Девочки и мальчики – два разных мира».

VII

Доблесть мальчика, юноши, мужчины –

в мужественной доброте, а не во власти, жестокости.

Девичья прелесть

- не в подражании поведению мальчиков, а в скромном достоинстве, мягкой вежливости, чистоплотности и аккуратности

VIII

Нравственная беседа» Равноправие полов. Принцип равных прав и возможностей в законодательстве Республики Беларусь»

Круглый стол «Каким профессиям отдают предпочтение  белорусские юноши и девушки»

IX

«Материнство и отцовство как жизненные  ценности»

«Дискриминация полов и насилие. Уголовная  ответственность»

Цикл классных часов по гендерному воспитанию

I-IV классы

  1. «Мальчики и девочки: два разных мира!»
  2. «Золотые правила общения»
  3. «Наши увлечения. Чем мы похожи?»
  4. «Бережное отношение к девочкам – закон для мужчины»
  5. «Азбука нашего здоровья»
  6. «Я+ ТЫ=ДРУЖБА»
  7. «Семья – это семь Я»
  8. «Права и обязанности членов семьи»
  9. «Моя родословная и традиции моей семьи»

V-VI классы

  1. «Идеалы мужественности и женственности в мировой литературе и искусстве в разные исторические периоды»
  2. Предназначение мужчины и женщины.
  3. «Искусство общения и взаимопонимания»
  4. Для девочек «О значении специфической гигиены для здоровья девочки».
  5. Для мальчиков «Что значит быть мужчиной?»
  6. «Мальчики и девочки: два разных мира!»
  7. «О красоте внутренней и внешней»
  8. «Дружба и любовь»
  9. «Можно ли прожить без семьи»

VII-VIII классы

  1. «Образы девушек и юношей в современных СМИ, Интернете, рекламе и кино»
  2. «Равноправие полов. Принцип равных прав и возможностей в законодательстве Республики Беларусь»
  3. «Первая любовь – это навсегда?»
  4. «О дружбе, влюбленности, любви и культуре поведения влюбленных»
  5. «Красота и здоровье в жизни современных юношей и девушек»
  6. «Взаимодействие девушек и юношей в учебном коллективе».
  7. «Брак и семья в истории человечества»
  8. «Семейные ценности»
  9. «Моя будущая семья»

Цикл классных часов по гендерному воспитанию

 и подготовке к семейной жизни

 IX-XI классы

  1. «Психофизиологические особенности юношей и девушек»
  2. «Гендерные роли и гендерные стереотипы в современном мире»
  3. «Культура поведения юношей и девушек»
  4. «Любовь как высшее человеческое чувство»
  5. «Репродуктивное здоровье молодежи»
  6. «На пути к выбору спутника жизни»
  7. «Сущность брака и семьи. Современная белорусская семья»
  8. «Гармония супружеских отношений»
  9. «Материнство и отцовство как жизненные ценности»

День семьи (гендерное воспитание)

21.05.2022

21.05 День семьи (гендерное воспитание)

Школьные посиделки «Когда семья вместе, и сердце на месте»

11.00    

2кл

Игра «Мальчишки – девчушки, девчушки – мальчишки!»

11.00

3кл

Проект «Портрет моей семьи

11.00

4кл

Семейный праздник «Всё о семье»

11.00

5кл

Психологическая игра «Секреты о мальчиках и девочках»

10.00

6кл

Час общения «Хранительница домашнего очага»

10.00

7кл

Открытый микрофон «Моя родословная «

10.00

8кл

Дискуссия «Новый домострой»

11.00

9кл

Круглый стол “ Моя будущая семья”

11.00

8-9

Беседа “Семейные ценности”

11.00

5-9

Беседа “Семья как величайшая жизненная ценность”

09.00

7

Беседа «Занятость в летний период»

Отчетное собрание «Что мы сделали и что не успели»

11.00

11.00

Актив БРСМ

Актив БРПО

Лекторий «Подросток и закон»

11.00

7-8

Классный час «Ты да я такие разные, но …»


Цель классного часа: способствовать формированию у подростков представления о собственных семейных ролях.


Задачи:

  • развить знания подростков о социальных ролях в семье;
  • скорректировать существующие стереотипы о семейных ролях;
  • сформировать первичное представление о своей роли в будущей семье.

Оборудование:

    • мультимедиапроектор, компьютерная презентация;
    • толковые словари русского языка Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова;
    • набор карточек в картинках «ролевые обязанности в семье»;
    • минусовка  «Песни Бременских музыкантов».

1 этап. Целеполагание.
Доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный классный час. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь, год от года взрослее и придёт время, когда вы тоже будете создавать свою семью. (слайд 1)
Стихотворение «Семья».
Но как появилось слово «Семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
- Кто деток родит, королева моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
- Кто их воспитает, богиня моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
- Кто внуков понянчит, о радость моя?
И Ева всё также ответила: «Я»
- Кто пищу сготовит, погладит бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я. Я», - вздыхая, ответила Ева, - «Я. Я».
Вот так появилась на свете «СЕМЬЯ»!
Какой смысл этого стихотворения? Знакомая картина, не правда ли? Семей таких много когда все семейные обязанности выполняет женщина, но разве это хорошо, разве это правильно? Должно ли быть так? (слайд  2)
А что вы понимаете под словом семья?
Вот какое определение «семьи» можно найти в словаре Д.Н. Ушакова: «Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе».
Какое определение семьи вы нашли в других словарях? (работа со словарями, ответы детей) 
2 этап. Представления о семейных ролях
2.1. Традиционно считается, что на мужчину возлагается ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину – ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства. Но … в наше время женщины уделяют работе не меньше времени, чем мужчины и вносят материальный достаток в семейный бюджет порой наравне с мужчинами Роли в семье непостоянны, они зависят от общества, в котором мы живём. Одна и та же роль может быть как положительной, так и отрицательной. Важно ли это, хорошо ли это? Сейчас мы рассмотрим на примере  социальных, семейных ролей, которые исполняют мужчины и женщины в других странах?
- В нашей стране в семье кто готовит пищу? А вот в Китае поварами могут быть только мужчины, а в Японии обучиться мастерству суши по старинной традиции могут только мужчины (слайд 3, 4, 5, 6)
- В нашей стране в семье кто занимается вязкой? А вот в Исландии мужчины вяжут прекрасные свитера (слайд  7, 8), а женщины – профессионально ловят рыбу.
Финляндия: Финские женщины не утруждают себя готовкой, они, в основном, покупают готовые или полуготовые блюда в магазине, но очень много времени уделяют спорту (слайд 9, 10) 
В последнее время заботы по кухне и уходу, детьми все больше берут на себя финские мужчины (слайд  11, 12)
- В России кто подлежит службе в армии? А Израильские женщины получили право служить в армии. Служба в армии является добровольной (слайд 13, 14)
- Кто в нашей стране носит юбки? А в Шотландии национальной мужской одеждой является юбка – килт (слайд 15, 16)
Норвежские дамы видят равноправие не только в равных возможностях при получении высшего образования или хорошей работы, но и в занятиях всеми видами традиционно мужского труда – в том числе и поднятием тяжестей (слайд 17, 18) А декретный отпуск или бюллетень по уходу за ребенком очень часто берет муж, а не жена.
- Кто традиционно в России стирает? А в Индии стиркой занимаются мужчины. 
Вывод: В крепкой дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности: зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремиться помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. 
Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье?
(Ответы детей)

2.2.Практическая работа – распределение ролевых обязанностей между мужчиной и женщиной.
Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание:
Класс делится на две подгруппы, каждой подгруппе выдаётся набор карточек в картинках, вам предстоит распределить обязанности в вашей предполагаемой семье на «Женский мир» и «Мужской мир».

  • Забота о детях
  • Проверка домашнего задания детей
  • Посещение родительских собраний
  • Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям
  • Организация детских торжеств в саду, в школе
  • Организация семейных праздников
  • Чтение специальной литературы по воспитанию детей
  • Выполнение тяжелой физической работы по дому
  • Выполнение работы, которая требует большой сосредоточенности
  • Покупка продуктов
  • Уборка квартиры
  • Стирка белья
  • Текущий ремонт квартиры
  • Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.д.)
  • Поддержание контактов с соседями
  • Планирование семейного бюджета
  • Оплата коммунальных услуг, телефона и электроэнергии
  • Покупка одежды, обуви
  • Покупка мебели, бытовой техники
  • Кормление и уход за домашними животными

Интерпретация результатов.
Каждая карточка это 1 балл. Если в «Женском мире» или «Мужском мире», в зависимости кто выполняет задание:

    • 5 и менее баллов. Вы хотите получить не супруга (супругу), а домашнего работника. Вам ещё многое предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь.
    • От 6 до 14 баллов. У вас нет особых причин для тревоги, но всё же подумайте над тем, не много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга (супруги).
    • 15 и более баллов. Вы полностью готовы к семейной жизни, т.е.:….

3 этап. Практическая работа.
Задание: отобразить в рисунке первичное представление своей роли в семье. (Данное задание выполняется красками с использованием пальцев рук, без кисточек. Это задание позволяет передать испытываемые чувства).

  •  этап. Заключение

В течение многих веков высшим смыслом жизни русского человека было создание семьи, рождение и воспитание детей. Ради этого собиралось богатство, делалась карьера. 
Для народа семья – важнейшее и непременное условие жизни каждого человека. Холостой образ жизни считали странностью. Мужчину, не создавшего семью, не воспринимали всерьёз, в глазах людей он был неполноценным человеком. Признание роли семьи в нравственном и материальном благополучии и нашло отражение в многочисленных пословицах и поговорках.
Я предлагаю вашему вниманию несколько пословиц о семье:

    • Холостой – полчеловека.
    • Семейная каша погуще кипит.
    • Семейное согласие всего дороже.
    • Неженатый – как волк, а женился – как шелк (Литва).
    • Мужик без жены – путник в глухой пустыне (Индия).
    • Девушку надо видеть за работой в кухне, а не в праздничном платье.
    • Кому-нибудь и печи топить, а иному и трубы чистить.

Какой будет семья: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.
Я предлагаю закончить наш классный час песней «Семейный очаг» на мелодию «Песни Бременских музыкантов».

Ничего на свете лучше нету,
Чем очаг семьи, теплом согретый,
Взгляд детей улыбчиво-счастливый, 
Добротою мир семьи творимый,
Добротою мир семьи творимый.
Ваш причал – сердца детей любимых, 
Ваши стены – близкие, родные,
Ваша крыша – руки золотые,
Ваше счастье жить одной судьбою,
Ваше счастье жить одной судьбою.
Вы своё призванье не забудьте,
И в своей семье примером будьте.
Жизнь семьи – основа всем ученьям,
Нет превыше и важней значенья.

И вот на этой хорошей ноте я хотела бы закончить наш классный час.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.