Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Стресс и стрессоустойчивость. Как повысить стрессоустойчивость подростков

Дата: 9 ноября 2021 в 10:11

<font face="Times New Roman, serif"><font size="5">Тренинг стрессоустойчивости</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Пояснительная записка.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Тренинг стрессоустойчивости нужен всем без исключения. Согласитесь, в современном мире возникает все больше причин, ведущих к стрессовому состоянию. В результате сегодня практически невозможно встретить полностью уравновешенного человека, а ведь постоянное напряжение пагубно воздействует на психику и здоровье. Управление эмоциями – это большой труд и регулярная работа над собой, поэтому практически невозможно обучиться этому самостоятельно. Сила воздействия стрессоров зависит от пола человека и его возраста, восприимчивости к различным ситуациям, поведенческих особенностей, времени суток и времени года. В любом случае, стрессоры воздействуют на всех без исключения и каждому из нас требуются свои определенные способы защиты от стресса.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Ликвидировать стрессовое состояние каждый пытается по-своему. Это может быть общение с близким человеком, физические нагрузки, вышивка и вязание, массаж. Но подобные занятие снимают лишь следствие, не устраняя причину. Да и польза не всегда очевидна. В этой связи возникает необходимость использовать иные способы воздействия на стрессовые ситуации. Наиболее продуктивным и действенным является тренинг стрессоустойчивости.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Цели тренинга:</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Повышение уровня стрессоустойчивости</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Развитие навыков концентрирования внимания в сложных стрессовых ситуациях</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Задачи тренинга:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1. Познакомить участников с понятием «стресс», влиянием стресса на организм и психику человека.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">2. Рассказать о видах и стадиях развития стресса.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3. Познакомить с различной техникой преодоления стресса, помочь овладеть навыками их применения.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">4. Развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">5. Научиться управлять своим стрессом, легко изменяя его уровень под текущую задачу.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">6. Научиться управлять своим психическим состоянием, если избежать стресса все-таки не удалось.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">7. Уметь быстро восстанавливаться после перегрузок.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">8. Повысить свою стрессоустойчивость – научиться «держать удар».</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Актуальность. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок и у современных людей, что зачастую выступает причиной возникновения хронических стрессовых состояний, и как следствие, психосоматических расстройств и заболеваний.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Предлагаемая методическая разработка ориентирована на оказание психологической помощи и поддержки людям, испытывающим психоэмоциональные перегрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данной разработки помогут участникам не только познакомиться с приемами восстановления психоэмоционального состояния, но и освоить нестандартный подход к решению проблемных ситуаций.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Форма организации</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">: мастер-класс.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Наглядный и раздаточный материал</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">: листы белой бумаги, мелки, карандаши, распечатанные приложения, презентация.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Участники</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">: участники смены (группа до 10 человек), педагог-психолог.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Продолжительность мероприятия</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">: 1 час.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Правила тренинга:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Здесь и сейчас</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Конфиденциальность</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Тактичное и доброжелательное отношения ко всем участникам группы</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Правило «стоп»</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Искренность и открытость</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Недопустимость оценочных суждений членов группы</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">План проведения мероприятия</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Этап мероприятия</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Содержание</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Время</font></font>

  1. <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вступительная часть</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Упражнение на знакомство и установление контакта</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">10 мин.</font></font>

  1. <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Упражнение «Я и стресс»</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Проективная методика, направленная на выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">10 мин.</font></font>

  1. <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Теоретическая часть</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Мини-лекция (симптомы стресса, стадии стресса по Селье, рекомендации психолога по повышению стрессоустойчивости)</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">5 мин.</font></font>

  1. <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Упражнение «Смятый лист»</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Проективная методика, направленная на умение противостоять стрессовым ситуациям</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">15 мин.</font></font>

  1. <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Заключительное упражнение «Аплодисменты по кругу</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Формирование положительного заключительного настроя группы.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">5 мин.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Ход тренинга:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Чаще всего стресс возникает в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е. в тех ситуациях, которые практически постоянно сопровождают жизнь современного активного человека. К тому же в последнее время все больше и больше людей стремятся к сознательному самопознанию и саморазвитию, а эта деятельность является стрессовой по самой своей природе.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Таким образом, для современного человека владение технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него областях.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Стрессоустойчивость и навыки управления стрессом обеспечивают человеку способность к осуществлению эффективной деятельности в состояние стресса. Для этого необходимо развивать концентрацию нашего внимания.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Упражнение № 1.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> Способствует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Участники садятся по кругу. «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Если кто-то из нас ошибется, то он выбывает из игры, но при этом остается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Итак, наш тренинг направлен на развитие навыков стрессоустойчивости. Хотелось бы у вас узнать:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Что же такое стресс?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Каковы первые признаки стресса, по-вашему, мнению?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Кто или что поможет преодолеть стресс?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Умеем ли мы бороться со стрессами?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Как самим выработать успешный стиль поведения, научиться в конфликтных, стрессовых ситуациях и напряженной рабочей обстановке быть устойчивыми к стрессу и задействовать скрытые в нас резервы, силы и возможности, чтобы преодолеть стресс и обратить его себе во благо?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Что вы ожидаете от нашего тренинга?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Упражнение «Я и стресс»</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Цель. Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (по числу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">«Нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме — реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите». Участники рисуют в течение 4-5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вопросы для рефлексии:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Посмотрите внимательно на свой рисунок.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — стресс. Почему?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке — дорисуйте их.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «Стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и, основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна работа на тренинге.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Мини-лекция:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Стресс (от англ. Stress - давление,нажим,напор;гнёт;нагрузка;напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический,тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Симптомы стресса</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Плохой, беспокойный сон.</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Стадии стресса</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">До сих пор учёные используют концепцию канадского физиолога и выделяют три стадии стресса по Селье:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1. Реакция тревоги.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">2. Стадия сопротивления.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3. Стадия истощения.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Продолжительность каждой фазы развития стресса индивидуальна.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Первая фаза возникновения стресса характеризуется мобилизацией организма. Нарастает напряжённость. У кого-то она может длиться дни и недели, а кто-то уже через несколько минут переходит ко второй стадии стресса. Реагируют люди по-разному. У одних тревога ускоряет все реакции организма, они вдруг начинают быстро соображать и мгновенно принимают решения. У других – наоборот происходит замедление реакций, они становятся как бы заторможенными. Умеренный кратковременный стресс на первой стадии даже полезен. Гормональный всплеск даёт толчок организму, тренирует его, закаляет.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вторая фаза наступает, если воздействие стрессовых факторов продолжается. Организм отреагировал на тревогу, мобилизовался и может преодолевать возникшие трудности. На стадии сопротивления организм может быть более устойчивым к вредным воздействиям, чем в спокойном состоянии. Внешне тоже всё выглядит благополучно, человек конструктивно решает проблемы, он активен, здоров. Первый и второй этапы развития стресса ещё не несут угрожающих последствий.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Третья фаза, характеризующаяся истощением, начинается, если вторая стадия затягивается и организм не получает отдых. Мобилизованные ресурсы заканчиваются. Организм израсходовал свои адаптационные возможности, и его устойчивость снижается. На этом этапе проявляется физическое неблагополучие: нарушение сна, снижение аппетита, потеря веса, расстройства стула, нарушение сердечного ритма, повышение артериального давления, и т. п. Человек чувствует себя вялым, разбитым. Если и сейчас не отдохнуть, то могут начаться серьёзные физические заболевания, депрессия.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Как бы нам хотелось, чтобы жизнь приносила только приятные сюрпризы, чтобы радость стала постоянным спутником наших будней. Но, к сожалению (или нет?), в наш бурный век никому не удается избежать неприятностей. Переживая неприятности, человек находится в постоянном напряжении, он ощущает страх, тоску, чувство тревоги. Люди, не привыкшие прислушиваться к своим внутренним ощущениям, а тем более анализировать их, не могут понять, что с ними происходит. В науке это состояние называют «стресс».</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Парадокс заключается в том, что чем дальше мы гоним стресс, тем сильнее в него погружаемся. Поэтому страшен не сам стресс, а отношение к нему.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Для начала небольшой тест. Ответьте утвердительно («да») или отрицательно («нет») на каждый приведенный ниже вопрос.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1. В последнее время вы часто испытываете страх?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">2. Ощущаете ли вы себя несобранным?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3. Трудно ли вам сосредоточиться на чем-то одном?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">4. Испытываете ли вы тревогу без видимых причин?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">5. Трудно ли вам заснуть?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">6. Вы часто раздражаетесь по пустякам?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">7. Замечаете ли вы за собой излишнюю потливость?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">8. Вам часто снятся кошмары?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">9. Вы ощущаете потерю аппетита?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">10. Часто ли вы срываетесь на окружающих?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">11. Часто ли вы ощущаете учащение пульса?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">12. Чувствуете ли усталость, проснувшись утром?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вам стоит читать дальше, если хотя бы на половину вопросов вы ответили утвердительно.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Итак, у вас налицо почти все признаки стресса. Что делать?</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1. Внешние раздражители – их необходимо устранить или исправить. Внешними раздражителями часто являются:</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">отвлекающая музыка (особенно если эта музыка не в нашем вкусе);</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">шумы с улицы, доносящиеся до нас через открытое окно;</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">сквозняки, дующие или на нашу шею, или по ногам;</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">слишком сухой или, наоборот, слишком влажный воздух в помещении, из-за чего нам трудновато дышать и мы чувствуем себя некомфортно;</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">слишком тусклое или, наоборот, слишком яркое освещение, из-за которого напрягаются и сильно устают глаза;</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">неприятные запахи;</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">неудобное расположение оргтехники, особенно провода, о которых можно легко споткнуться и упасть;</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">неудобное расположение мебели и каких-нибудь коробок;</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">некомфортная температура в помещении;</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">одежда из синтетики, которая потом электризуется и потихоньку, помаленьку, исподтишка бьёт нас током.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Это конечно не полный перечень внешних раздражителей. Однако для начала этого, наверное, вполне достаточно. Дальше – самостоятельно поищите вокруг себя то, что создаёт неблагоприятную обстановку. Постарайтесь создать комфорт и уют везде, где находитесь.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">2. Внутренние раздражители: Боль. Самый простой для понимания внутренний раздражитель – это зубная боль или любая другая боль. Что здесь можно порекомендовать: следите за своим здоровьем.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3. Голод. Это ещё один вид внутреннего раздражителя. Из-за чувства голода и желания чего-нибудь поесть снижается тонус и бодрость, появляется усталость сначала в теле, затем в душе. Становится труднее концентрировать своё внимание и о чём-либо думать. Из-за чувства голода снижается эффективность, как физического труда, так и интеллектуального. В это время мы очень слабы и подвержены вредному воздействию стресса.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">4. Душевное переживание. Также одним из внутренних раздражителей является какое-либо душевное переживание, которое увлекает наши мысли в сторону и не даёт сконцентрировать внимание и полностью уйти в работу с головой. Например, семейный конфликт, ссора с близким человеком или унижение от начальника, и так далее – всё это может сильно «выбить из колеи». Что можно порекомендовать в данной ситуации:</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">не думайте о неприятном, тем более не думайте о мести;</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">простите всех и каждого, прощайте оптом и в розницу;</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">прощайте сразу же после конфликта и авансом на всю жизнь вперёд;</font></font>

• <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">относитесь легче к жизни и на любую неприятность говорить: «это пустяк!»</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">5. Планируйте свои дела. Если на работе у вас завал и нужно решить сразу много дел, то вот вам совет: выполняя несколько дел одновременно, не рекомендуется всех их держать в голове также одновременно. Лучше всего записывать, например, в дневник всё, что нужно сделать. А уже потом из списка поочерёдно выбирать самое срочное и важное. Расставьте приоритеты, распланируйте, что будете делать сейчас, что после этого, что завтра, что послезавтра. Решив одну задачу, открываем дневник и снова выбираем то дело, которое на данный момент является самым срочным и самым важным одновременно. И так далее.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">6. Мотивация: понимая цель любой работы, легче перенести перегрузки в процессе её выполнения. Осмысленность работы занимает мозг и не позволяет посторонним переживаниям и волнениям туда вклиниваться и мешать.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">7. Настроение: Необходимо управлять своим внутренним настроем или состоянием, а для этого достаточно просто смотреть на всё с некоторой долей юмора. Причем здесь главное юмор не путать с иронией, сатирой, сарказмом.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">8. Улыбка. Для поднятия настроения и увеличения стойкости перед стрессовой ситуацией рекомендуем найти зеркало и уединиться, просто посмотрите в зеркало и широко улыбнитесь самому себе. Расправьте плечи. Улыбайтесь в течение хотя бы 5 или 10 минут. И вы почувствуете результат – весь день вы будете в приподнятом настроении.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">9. Живите с удовольствием: Если куда-нибудь идёте, то вышагивайте с удовольствием. Если сидите, то сидите так, чтобы вам было удобно, комфортно и приятно. Если на работе перебираете бумаги или делаете что-либо ещё, то всё это делайте с удовольствием. Для этого сначала создаём искусственное чувство удовольствия, а затем со временем появляется настоящее. Со временем такой стиль жизни войдёт в привычку. И вы просто будете жить с удовольствием, будете наслаждаться жизнью.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">10. Ищите хорошее и не замечайте плохое. Рекомендуем не обращать большого внимания на негатив, ограничивайте себя в желании смотреть и обсуждать чьё-либо недостойное поведение или какую-нибудь неприятную ситуацию. Не тратьте на эту «грязь» своё время и свою жизнь, свои силы и энергию. Вокруг нас много хорошего, замечательного, красивого и чудесного – ищите это, наслаждайтесь и любуйтесь, восхищайтесь и говорите об этом.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">11. Дыхание помогает эффективно противостоять стрессу и снять напряжение: Сделайте обычный вдох, а потом длинный выдох. Пусть выдох будет примерно в 3 раза длиннее вдоха. И помните, что дышать лучше через нос, то есть рот рекомендуется держать закрытым. Затем опять обычный вдох и длинный выдох. Обычный вдох и длинный выдох. И так подышите хотя бы минуты 3. Вы почувствуете эффект: успокоение, расслабление, уходят головные боли и исчезают сердечные боли, понижается давление, и вы чувствуете, что вновь обрели состояние уравновешенности и вновь владеете собой.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">12. Суставная разминка или простая гимнастика хотя бы 2 раза в неделю, например, вечерами после работы по вторникам и четвергам – это также хорошее средство для повышения стрессоустойчивости. При очень сильных стрессах рекомендуется заниматься спортом или фитнессом под руководством личного тренера.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">13. Массаж: делайте 2 или 3 раза в неделю контактный массаж всего тела, не только спины. При этом, благодаря выполнению суставной разминки несколько раз в неделю, количество контактных массажей может сократиться до 0.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">14. Движения: следите за плавностью своих движений. Двигайтесь грациозно и спокойно, как бы вальсируя. Резкие движения противопоказаны.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">15. Расслабление: следите за напряжением в своём теле и не допускайте перенапряжения и спазмов мышц. Планируйте свой день таким образом, чтобы не бегать, не торопиться и не потеть, никуда не опаздывать. Будьте пунктуальными.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">16. Релаксация. Для хорошего расслабления и восстановления сил есть специальные релаксационные упражнения, благодаря им снимается физическое и психическое напряжение.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">17. Выходной: 1 день в неделю – настоящий полноценный отдых. Даже не думайте планировать и откладывать на этот выходной день походы по магазинам с тяжелыми сумками или генеральную уборку всего дома, или занятие спортом, или суставной разминкой, или выполнение работы, которую вы взяли на дом. Выходной – значит выходной, значит отдых и расслабление тела.. Встретьтесь или хотя бы созвонитесь, побеседуйте с родными, с близкими, с хорошими друзьями. Почитайте книжку, посмотрите кинокомедию, подбодрите родителей.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">18. Сон желательно чтобы имел длительность от 7 часов и более. Если вы одну ночь недоспали, то рекомендуем запланировать и постараться в следующую ночь наверстать упущенное – выспаться и набраться сил.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">20. Режим дня: если реально, то следите за распорядком дня, чтобы обеды и сон были в одно и то же время.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">21. Питание. В плане питания следите, чтобы рацион был богат всеми необходимыми витаминами, белками, углеводами и так далее</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">22. Лексикон. Да, как это не странно и не парадоксально, наш словарный запас, лексикон, то есть те слова, которые мы часто используем в жизни – они влияют на наше самочувствие. Особенно на настроение. Таким образом, мы сильны и стрессоустойчивы. У нас есть иммунитет. Рекомендация очень простая: во-первых, старайтесь вообще не произносить такие слова, как: трудно, сложно, тяжело, проблема, бороться… Уберите эти слова из лексикона. И при этом, наоборот, старайтесь чаще произносить такие слова как: хорошо, прекрасно, легко, просто…</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">23. Переименовывайте негатив в позитив. Следите за своей речью и отфильтровывайте все негативные слова и фразы. Говорите в основном о хорошем и приятном. А если что-то вдруг идёт не так, как хотелось бы, то вместо трёхэтажных матов вдохните и на выдохе скажите: «Это пустяк!» И одновременно поднимите руку и опустите, проще говоря – махните на этот пустяк рукой. Рекомендуем прямо сейчас прорепетировать: на вдохе поднимите руку, а на выдохе опустите и скажите: «Это пустяк!» Ну, а в самых тяжёлых ситуациях можно сказать крепкое слово, например: «Ну, это нормально!» Сделайте инфляцию любому негативу, обесценивайте его. Переименовывайте негатив в позитив.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">24. Формируйте свою позитивную реальность. Будьте готовы и философски относитесь к самому худшему, но при этом стремитесь к самому лучшему. Для этого ожидайте от жизни хороших и благоприятных для вас событий. Даём простую рекомендацию: Представляйте и фантазируйте, как та или иная ситуация должна развиваться, какой именно у неё должен быть сценарий, чтобы вы остались довольны результатом. Будьте режиссёром своей судьбы, режиссёром своей жизни.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">25. Репетиции. Основательно подготовьтесь к предстоящей стрессовой ситуации, будь то деловая встреча, переговоры, презентация, выступление, интервью, собеседование и т.д. Станьте одновременно режиссером и актером. Несколько раз вслух произнесите весь тот текст, который собираетесь сказать в тот волнующий момент. И вы заметите, как волнение куда-то испарится и вместо неё вас наполнит чувство уверенности.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">26. Поднимайте себе самооценку. Устраняйте комплекс неполноценности.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">27. Хвалите, благодарите и одаривайте комплиментами людей, и не только людей. Похвалите и поблагодарите за примерный труд, например, свой компьютер, принтер за стойкость и качественную печать, телефон за надёжность, лампочку за свет и помощь в работе, воздух, мебель и т.д. И даже свои «золотые» руки и «светлую» голову тоже стоит похвалить</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">29. Восхищайтесь всем и всеми. Наверное, понятно, что не желательно отзываться о чем-либо или о ком-либо плохо и негативно.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">30. Устраняйте причины возможных стрессов. Дальновидный стратег просчитывает не только свои действия в будущем, но и анализирует, что было в прошлом причиной конфликтов или стрессовых ситуаций. И, если та или иная стрессовая ситуация может повториться, то лучше устранить все возможные причины.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">31. Не зацикливайтесь на прошлом, а смотрите в будущее. Рекомендуем не пережёвывать прошлые обиды и не переживать заново прошедшие стрессовые ситуации снова и снова. Это было и прошло, его не вернуть и не изменить, но можно изменить своё будущее! Простите и отпустите прошлое, сделайте выводы и оставьте прошлое в прошлом, чтобы жить в настоящем и смотреть в будущее с улыбкой и с осанкой счастливого человека.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">32. Будьте самим собой. Т.е. не копируйте других, не завидуйте их успеху и не создавайте себе кумиров, чтобы потом быть на них похожим и стремиться к тем же целям. Все люди разные и судьбы – тоже разные. Лучше всего заниматься своим любимым делом, то есть именно тем, что нравится, от чего не устаешь, а, наоборот, набираешься сил. Будет замечательно, если в итоге получится так, что любимым делом вы будете заниматься весь день и к тому же получать за это хорошие деньги. Это прекрасно! Но ведь не каждое любимое дело может перерасти в высокодоходный бизнес. И не каждое должно в это перерастать… займитесь любимым делом хотя бы по вечерам после основной своей работы, пусть это станет вашим хобби. Займитесь тем, о чём мечтали с детства. Например, рисуйте картины, пишите стихи, сочиняйте сказки или рассказывайте их детям, путешествуйте по окрестным населённым пунктам, а на выходных можете скататься даже в другую страну, на край света. Главное – стать самим собой, а не играть роль.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Упражнение «Смятый лист»</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Участников просят вспомнить о какой-либо проблеме, решение которой они хотят найти, которая вызывает тревожные мысли, подумать о ней 2 — 3 минуты, после чего кратко, в одном — двух предложениях, описать ее</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">суть. Затем каждый участник берет лист бумаги, сильно сминает его, а потом опять разглаживает. Участников просят внимательно рассмотреть узор, образованный линиями, по которым</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">лист был смят, и разглядеть какой-либо рисунок (2 — 3 минуты). Потом участники обводят карандашом тот рисунок, который им удалось разглядеть в узоре (5 — 7 минут).</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Когда изображение готово, участников просят внимательно</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">присмотреться к нему, еще раз перечитать выполненное ранее описание проблемы, а потом выдвинуть и записать как можно больше</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">идей (ассоциаций) о том, как выполненный рисунок может быть</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">связан с поставленной проблемой и возможными способами ее</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">решения. Фиксируется все, что приходит в голову (4 — 6 минут).</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Описанные выше этапы работы выполняются индивидуально.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Далее участники объединяются в подгруппы по 4 — 5 чело-</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">век, где поочередно демонстрируют свои рисунки, комментируют, что именно на них изображено, кратко рассказывают суть</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">поставленной проблемы и делятся возникшими идеями о том,</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">как изображение может быть связано с этой проблемой и способами ее решения. Если у участников, выступающих в роли слушателей, возникают еще какие-то идеи по этому поводу, они тоже делятся ими. Время работы 4 — 6 минут на человека.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Техника носит проективный характер: как правило, после</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">размышления о проблеме и описания ее сути человек «видит» в</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">хаотичном наборе линий, возникших при смятии листа, нечто</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">связанное с этой проблемой и возможными способами ее решения. Осознание этой связи может позволить разглядеть проблему в новом, непривычном ракурсе, обнаружить неожиданный способ ее решения.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Обсуждение</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Каждого из участников просят высказаться, что дала эта</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">техника лично ему, и в каких реальных жизненных ситуациях</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ее целесообразно применять.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Упражнение "Аплодисменты по кругу"</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Цель: упражнение на сплоченность группы. Формирование позитивного заключительного настроя группы.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Литература</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1. Гремлинг С., Аузрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">2. Гринберг Дж. Управление стрессом. — СПб., 2012.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3. Грецов А. Г., Попона Е. Г. Научись преодолевать стресс. — СП6., 2006.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">5. Микляева А. В. Я - подросток. Мир эмоций. Встречи с самим собой, Я среди других людей. — СПб., 2013.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">6. Нейдхард Дж. и др. Властелин эмоций. Как сохранить спокойствие в любой ситуации. — СПб., 2007.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М,, 2010.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">9. Фопель К. Уверенное управление. М., 2004.</font></font>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.