Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Музей

Дата: 22 октября 2018 в 15:37, Обновлено 26 февраля 2024 в 13:34

“История Черетянки”

  1. Интерактивная музейная книга  
  2. Интерактивная книга музей онлайн
  3. Видео путешествие Черетянка

Деревня Черетянка находится в 55 километрах на юго – восток от  города Гомеля и в 7 километрах от железнодорожной станции Кравцовка.

         Существует несколько легенд, по которым деревня получила своё название. По одной из них, считается, что когда-то на месте села было большое озеро-море, на берегу которого селились люди. Жил среди них и красивый парень по имени Янка. Однажды во время купания он очень далеко заплыл,  неожиданно началась буря и Янка утонул. Безутешная  мать прокляла озеро-море. С тех пор оно стало мелеть, высыхать и зарастать травой-осокой, пока на его месте не осталась одна маленькая речка Черетянка (название речки связано с болотным растением из семьи злаковых или семьи осоковых, которое белорусы называют «чаротом»).

Действительно, из воспоминаний местной жительницы, Заматевской Надежды Дмитриевны, 1938 года рождения, мы узнали, что в детстве она слышала рассказ местного жителя, деда Антона Василевича. Антон Василевич рассказывал, что когда они с отцом резали торф на болоте возле деревни Глыбоцкое, то находили  в болоте остатки  кораблей. (Это говорит о том, что если люди находили остатки кораблей, то было и море)

         По мнению доктора филологических наук Александра  Рогалева в  этой легенде всё полнится символами. Самый первый и, может быть, главный символ – Янка, олицетворяющий прежних людей, далёких предков, нынешних жителей Черетянки. Вода (озеро-море) является двойственным символом рождения и смерти. Столкновение волн в бурю, шторм. В момент торжества хаоса обычно символизируют рождение, но в данном случае волны не выбрасывают Янку на берег, как можно было ожидать, не перевоплощают его, не продолжают его жизненный путь, а навсегда уносят героя в озёрную пучину. Жизнь того, прежнего, древнего населения прервалась, канула в вечность вместе с высохшим озером-морем. Маленькая болотистая речка Черетянка, заросшая камышом, чаротом и давшая название новому населённому пункту, является всего лишь тонкой «ниточкой», связывающей прошлое и настоящее.

         В легенде о Янке можно усматривать и отзвуки древних языческих жертвоприношений, поскольку известно, что в качестве жертвы нередко выступали люди, особенно дети-первенцы, девочки и мальчики.

         По другой легенде, название деревни произошло тоже от глубокой и бурной реки, в которой, при строительстве моста через реку, утонул парень Ванюша и его любимая прокляла речку. Река обмелела, заросла  травой – осокой (чаротом). Это мы узнаём из песни, которую пели в старину Черетянские девушки. Эту песню записал ученик нашей школы Кручко Дмитрий из воспоминаний своей бабушки Кручко Лидии Павловны, 1928 года рождения.

Чагось мне скушна, нудна

                                         Можа скора я памру.

                                      Шча ідзіце прывядзіце

                                      Каго верна я люблю.

                                      Палюбіла я Ванюшу

                                      З кучаравай галавой.

                                      Ён кудравы, кучаравы

                                      Яго кудры ў тры рады.

                                      Мосціць, мосціць маставіну

                                      Край да мілага двара.

                                      Маставіна праламілась

                                      І мой мілы ўтануў.

                                      Бадай жа ты, быстра рэчка,

                                      І чарэтам зарастай.

                                      Як ты майго міленькага

                                      У край далёкі занесла.

         История деревни Черетянка своими корнями уходит в глубь веков. В Великом княжестве Литовском – частная собственность польских магнатов.   

         По утверждению старожилов, первые 8 построек, с которых началась деревня, появились в лесной и болотистой местности, на берегах речки Черетянка (левый приток Терюхи) в конце ХVII века. Принадлежали они крестьянам – собственникам.

         В деревне есть  место, которое несёт в своём названии упоминание о давних временах. Это Исайчикова гора, возвышенное место. Когда-то здесь жила знахарка, бабка-повитуха. Имя Исай, Исайя означает «помощь бога», «спасение, ниспосланное богом». Всё это может указывать на то, что в далёком прошлом, ещё до возникновения новой деревни Черетянка, здесь совершались древние языческие обряды

         Так, рассказывают, что ранее жители Черетянки были связаны с нечистой силой. Однажды утомлённый путник постучал в окошко дома, стоявшего у дороги. На стук вышел человек в образе чёрта с длинными рогами.

Каменную Успенскую церковь, главную достопримечательность Черетянки, строили в 1865-1868 г.г

До этого здесь была деревянная церковь, сгоревшая во время грозы в 1863 году. Для постройки новой церкви требовалось изрядная сумма денег. Черетянские краеведы рассказывают, что деньги на строительство новой, кирпичной церкви (11 тысяч 152 рубля 56 копеек) поступили от богатого купца, почётного потомственного гражданина и кавалера Ивана Ивановича Четверякова. Этот человек проезжал через Черетянку (вёз дочь на лечение в Киев) в тот момент, когда там от грозы сгорела деревянная церковь и был объявлен сбор пожертвований на строительство новой церкви. Купец не только сам выделил деньги, но и обратился к окрестным помещикам  за пожертвованием на богоугодное дело.

Всего он предоставил 14 тысяч, а общая сумма, затраченная на строительство Успенской  церкви, составила 21 тысячу 623 рубля 82 ½ копеек серебром.

         Церковь находится на северной окраине деревни. Храм имеет крестово – купольную композицию с колокольней и прямоугольным апсидом. Крестовина завершена куполом на восьмигранном барабане с большой лукообразной головкой. Стены прорезаны полукруглыми проёмами.

Церкви было передано 39 десятин земли. Священником там служил Алексей Брокязинский, который прослужил в этой должности 50 лет.

                 К югу от Черетянки находятся два городища, раскопки которых не производили.

5 мая 1991 года местным жителем Чибриком Иосифом Сергеевичем в школьный музей был передан план владений крестьян-собственников Могилёвсклой губернии Гомельского уезда села Черетянки.

Из этого исторического документа мы узнали, что 6 июня 1784 года в Черетянке была  размежевана земля крестьян –собственников землемерным Помощником Фефеловым. А план, который передал нам Чибрик Иосиф Сергеевич, был составлен 17 декабря 1890 года инженером Межевой Канцелярии А.Соколовым.

Его помощниками в размежевании земли были крестьяне села Черетянка – Трофим Василевич, Семён Титорович; крестьянин деревни Займище – Фёдор Чатцкий. Подписали этот план эти крестьяне а также: псаломщик Черетянской церкви Пётр Кострицкий, депутат с духовной стороны Марковичской Михайловской церкви Священник Иаков Колосов.

Из этого плана известно, что в действительном владении крестьян-собственников села Черетянка  всего удобной и неудобной земли было в 1890 году - 955 десятин 2390 сажень.

В 80-е годы ХIХ века Черетянка значилась среди важнейших населённых пунктов края (она упоминалась в 1886 году в справочном издании « Волости и важнейшие селения Европейской России».

В  1882 году - уже насчитывалось 89 дворов, в которых проживало 446 жителей, имелся церковный приход, народное училище, водяная  мельница) В это время Черетянка входила в состав Марковичской  волости, Гомельского уезда, Могилёвской губернии  и находилась в 4 километрах от волостного центра, где находился и мировой судья. На расстоянии 2 километров проживал следователь, 3-х – становой, 8-ми – урядник.

         Традиционными ремёслами жителей Черетянки являлись: кузнецкое, столярное, портняжное дело.

         В 1886 году в Черетянке насчитывается  - 87 дворов, 431 жителей.

         Продолжает работать народное училище и в 1888-1889 учебном году в нём обучается 57 мальчиков и 8 девочек.

         В 1889 году в приходе Черетянской Успенской церкви было 2950 прихожан села и соседних деревень.

В 1909 году – 113 дворов, 703 жителя принадлежало местному сельскохозяйственному товариществу, которое имело 456 десятин земли. Церкви принадлежало 43 десятины земли.

         С 08.12.1926 года – Черетянка центр сельсовета Носовичского района.

С 04.08.1927 года – центр Тереховского района Гомельской округи.

С 30.12.1927 – в составе Прокоповского сельсовета.

В 1926 году по переписи населения в Черетянке - 97 дворов, 508 жителей, школа I ступени.

         В 1930 году создан колхоз «Октябрь», работала кузня.

В начале 30-х годов в деревне появился первый трактор, который принадлежал Тереховской МТС.

         21 ноября 1943 года деревня Черетянка освобождена от немецко- фашистских захватчиков.

         В годы Великой Отечественной войны на фронтах воевали 86 жителей Черетянки, 39 из них остались на полях сражений.

В 1977 году  в сквере Дома Культуры  поставлен памятник – пилон и доски с именами  в честь  памяти погибших жителей Черетянского сельского Совета. 9 мая 1977 года  - торжественное открытие памятника.

15 октября 1982 года – открытие детского сада.

В сентябре 1983 года Прокоповский сельский Совет переведён, в новое построенное здание, в Черетянку и переименован в Черетянский сельский Совет

1 сентября 1988 года открыла свои двери новая базовая школа, её первый директор – Числова Лидия Семёновна, которая проработала в этой должности 13 лет.

В июле 2005 года начато строительство агрогородка.

На 01.01.1996 года – 219 дворов, 612 жителей.

На 01.01 2004 года – 193 двора, 559 жителей

         На 01.01.2007 года – 175 дворов, 520 жителей.

                                                                    Вышывала маці… У руках,

                                                                    Як вясёлкі, ніткі мільгацелі.

                                                                  Клаліся на белых ручніках

Роднай нівы фарбы і адценні.    

                                                                                               Аляксей Пысін

У нашым  школьным гістарычным музеі “Памяць” сабрана вялікая колькасць ручнікоў. Кожны з іх унікальны. У кожнага свая гісторыя.

         Частым госцем у музеі  бывае настаўніца пачатковых класаў Герасіменка Валянціна Рыгораўна разам са сваімі вучнямі. Падчас  аднаго  з такіх наведванняў Валянціна Рыгораўна расказала  пра ручнікі сваёй маці і выказала  жаданне падараваць іх музею, каб захаваць памяць аб продках. Нас зацікавіў аповед  Валянціны Рыгораўны,  і мы вырашылі завітаць да яе ў госці, каб распытаць пра жыццё і творчасць яе маці.

         Содылева Праскоўя Васільеўна нарадзілася 10 сакавіка 1920 года ў вёсцы Дзікалаўка, былога  Церахоўскага, а зараз Гомельскага  раёна.  Да вайны, у галодны час, сям’я Праскоўі Васільеўны пераехала ў Сібір, у Алтайскі край. Але потым вярнуліся на радзіму, дзе і перажылі вайну. Хата ў час вайны згарэла. Сям’я  жыла ў зямлянцы, пакуль не пабудавалі новую хату. У пяцідзясятыя гады Праскоўя Васільеўна разам з мужам паехалі на цаліну. Там таксама спачатку даводзілася жыць у зямлянках. Разам з мужам працавала на чыгуначнай станцыі. Калі муж загінуў,  Праскоўя Васільеўна, ужо з трыма дзецьмі, вярнулася назад у родную Дзікалаўку. Працавала  ў калгасе, падымала дзяцей. Нялёгка было жанчыне, але ўсё жыццё любіла яна вышываць. Вышывала не толькі для сябе, але і для жыхароў вёскі. Яе работы адрозніваюцца ад іншых, бо Праскоўя Васільеўна не здымала ўзоры, як гэта рабілі іншыя жанчыны, а прыдумвала свае ўзоры, адметныя ад усіх.  Яна вышывала тое, што любіла, што цешыла яе душу.

        

 Вось ён, Барсік, яе верны коцік. Калі разляцеліся па свету дзеці, ён доўгімі зімовымі вечарамі цешыў Праскоўю Васільеўну сваім мурлыканнем.

         А гэтая пара буслоў пасялілася на  слупе, што насупраць хаты. Усё лета яны завіхаліся, будавалі гняздо, гадавалі малых буслянят. А з надыходам восені адляцелі ў вырай. Як родных, сустракала іх вясною Праскоўя Васільеўна. І яны віталі яе радасным клёкатам. На Радзіму вярнуліся.

Вось і снегіры, што прыляцелі да хаты марознай зімою і нагадалі Праскоўі Васільеўне чырвоныя макі , што раслі летам у яе гародчыку разам з іншымі  кветкамі.

         Любоў да птушак, да роднага краю відаць у кожным ручніку  майстрыхі.

        

Добрую памяць аб сабе пакінула Содылева Праскоўя  Васільеўна. А захоўвае яе  і перадае  нашчадкам дачка Герасіменка Валянціна Рыгораўна.

Крылы ільняныя… Ручнікі…

Ружы незавялыя і краскі…

Прыкладзешся вільгаццю шчакі,

Быццам матчыну адчуеш ласку.

                      Аляксей Пысін

        

Гомельская вобласць

Гомельскі раён

Дзяржаўная ўстанова адукацыі “Чарацянскі дзіцячы сад – базавая школа”

Конкурс “Экспанат для музея”

Намінацыя “Таямніца ў рэчах”

                                                                                 Конкурсная работа савета

                                                                                 музея  “Памяць”

                                                                                 Кіраўнік музея: Сяліцкая Т.М.

                                                                                Тэлефон: 8(0232)96-34-74 

аг. Чарацянка, 2022

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.