Организация работы по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних
ПАМЯТКА
ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХРАБОТНИКОВ
«Организация работы
по профилактике насилия
в отношении несовершеннолетних
Насилие– это угроза или умышленное нанесение психологического, физического, и сексуального вреда другому человеку.
Физическое насилие – действия с применением физической силы в целях причинения боли, дискомфорта, унижения достоинства (удары, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, принуждение, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение).
Психологическое насилие - совокупность намеренных вербальных и невербальных действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию несовершеннолетнего(насмешки, обзывания, высмеивания, отказ от общения, недопущение в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, ругань, которая подрывает самооценку и самоуважение, обесцениваниеличности).
Сексуальное насилие– вовлечение лица с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с другими лицами в целях получения последними сексуального удовлетворения или выгоды (предложения сексуального характера, сексуальные ласки, демонстрация, трансляция и демонстрация аудио- и визуальной продукции порнографического характера или предоставление несовершеннолетнему литературы порнографического содержания, использование несовершеннолетнего в порнографических целях, принуждение к сексуальному взаимодействию и др.).
Домашнее насилие– умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.
Буллинг –повторяющиеся акты физического или эмоционального (психологического) насилия и издевательств со стороны одного лица или группы лиц в отношении несовершеннолетнего с целью вызвать страх, унизить, подчинить.
Кибербуллинг–использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования несовершеннолетнего, распространения о нем ложной информации, сплетен, порочащих и оскорбительных сообщений, передача конфиденциальной информации.
Противодействие насилию в учреждении образования– непрерывный процесс, требующий от всех участников образовательного процесса соблюдения принятых и закрепленных в локальных документах норм о недопустимости насилия.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАСИЛИЯ
- Принятие организационно-управленческих мер
- дополнение Устава учреждения образования (с Уставом должны быть ознакомлены все работники, обучающиеся и их родители);
- правила внутреннего распорядка для обучающихся (с правилами должны быть ознакомлены обучающиеся, родители, работники);
- издание локальных документов(приказов руководителя, решений педагогического совета, собраний трудового коллектива, дополнение должностных инструкций работников, алгоритмы действий, технологии выявления и регистрации фактов насилия)с назначением ответственных за предотвращение, выявление и реагирование на случаи насилия;
- обеспечение безопасности помещений и территории УО;
- анализ психологического климата УО и выработка общей позиции (политики) руководства, педагогического коллектива, обучающихся и родителей в отношении недопустимости насилия в УО;
- мониторинг уровня комфортности, инклюзивности и безопасности УО.
- Проведение профилактических мероприятий, в том числе информационно-просветительской работы
- обучение педагогических работниковиподготовка технических сотрудников и вспомогательного персонала. (семинары-практикумы, обучающие занятия, диагностика/тестирование, работники должны владеть информацией о насилии, его причинах, последствиях, понимать важность и меру ответственности и др.).
- обучение учащихся(в рамках классных/кураторских часов необходимо обучать навыкам управления свои поведением, уважительного отношения к сверстникам и взрослым, конструктивного разрешения конфликтов, распознавания манипуляций и сопротивления негативному влиянию, самостоятельного принятия решений)
- информирование родителей (информирование, обучение и консультирование по вопросам воспитания детей без применения насилия, родительские собрания)
- порядок организации профилактики насилия в отношении несовершеннолетних (план мероприятий по предотвращению насилия)
- оценка результатов работы по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних(результаты диагностики межличностных и межгрупповых отношений, изучения психологического климата в УО)
- Выявление случаев насилия
- наблюдательность педагогов и других сотрудников УО, их внимательное отношение к обучающимся(необходимо учитывать:частые пропуски занятий или прогулы уроков, опоздания на занятия, отказ от участия во внеурочных мероприятиях; частые жалобы на плохое самочувствие; замкнутость, уход в себя, избегание друзей, одноклассников, самоизоляция или изоляция со стороны обучающихся; резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе и другой деятельности; низкая самооценка, неуверенность в себе, недоверие к сверстникам и взрослым; рассеянность, невнимательность, забывчивость, неспособность концентрироваться; постоянное или частое состояние тревожности, напряженности, пугливость, боязнь громких звуков и резких движений; постоянное или частое плохое настроение, состояние угнетенности, подавленности, агресссивности; резкие и беспричинные перепады настроения; частая потеря или порча личных вещей, синяки, ссадины. Отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения).
- Социометрические измерения(диагностика межличностных и межгрупповых отношений, изучение психологического климата).
- Сообщение (информирование) о случаях насилия, их регистрация
Если усматриваются признаки насилия, то необходимо сообщить свои наблюдения классному руководителю, который совместно с педагогом-психологомвыясняет причины (разбор случая), организует доверительную конфиденциальную беседу с ребенком, родителями, друзьями.
После того как картина произошедшего уточнена,педагог-психолог (педагог социальный) вносит информацию об этом в форму регистрации происшествия (случая насилия) и передает ответственному заместителю директора, которая делает соответствующую запись в журнале учета происшествий (случаев насилия) и принятых мер и информирует директора.
В зависимости от ситуации, характера и последствий случая директор информирует о нем вышестоящий орган управления образованием и правоохранительные органы.
- Организация работы по прекращению насилия, оказание помощи участникам
Работники УО, став свидетелями издевательства, драки или узнав о них, должны немедленно вмешаться.
Педагог-психологоценивает психологическое состояние пострадавшего, обидчика, свидетелей, оказывает им психологическую помощь(психологическое консультирование и психокоррекция должна быть направлены на работу с психологической травмой пострадавшего),консультирует классного руководителя, родителей, учителей, работников УО по тактике поведения в отношении участников насилия, работы в классе (группе) и УО в целом; при необходимости организует обсуждение случая или профилактическую беседу с классом (группой); осуществляет мониторинг психологического состояния участников случая.
Классный руководительнаблюдает за состоянием участников, беседует с ними, их родителями; принимает воспитательные меры, проводит разъяснительную и профилактическую работу в классе (группе).
Педагог социальный координирует оказание помощи обучающимся различными специалистами и службами (при необходимости), взаимодействует с родителями.
<sub> </sub>
Заместитель директора контролирует оказание помощи участникам насилия и принятие в их отношении воспитательных и дисциплинарных мер.
Ситуация с проявлением насилия может считаться завершенной после того, как всем его участникам оказана помощь, обстановка нормализовалась и повторных проявлений насилия не наблюдается. Тогда делается записьо принятых мерах, оказанной помощи и достигнутых результатах.
Пример дополнения должностных инструкций работников учреждения образования
Безопасность пребывания обучающихся в учреждении образования зависит от слаженности и четкости работы всех подразделений и служб, соблюдения всеми участниками образовательных отношений и обслуживающим персоналом требований действующих в учреждении образования нормативных документов: устава, правил поведения, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, приказов, распоряжений.
Важно, чтобы каждый работник учреждении образования – директор, заместитель директора, учитель, педагог-психолог, медицинский работник, охранник – понимали свою меру ответственности за допущение насильственных действий и в случае столкновения с насилием или попыткой его осуществления знали, как действовать, чтобы прекратить насилие.
С этой целью за каждым сотрудником в зависимости от его компетенций и полномочий в должностных инструкциях либо в отдельных нормативных актах (приказ, распоряжение, регламент) закрепляются функции и возможные действия по предотвращению насилия и реагированию на его случаи.
Руководитель (директор):
несет персональную ответственность за жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников учреждения образования;
обеспечивает создание и поддержание безопасной и доброжелательной среды и позитивного психологического климата в учреждении образования;
обеспечивает разработку локальных документов (устава, правил внутреннего распорядка), регламентирующих действия и ответственность всех участников образовательного процесса за профилактику насилия и реагирование на его случаи;
информирует всех участников образовательного процесса о позиции учреждения образования в отношении насилия, правилах внутреннего распорядка обучающихся и правилах внутреннего трудового распорядка работников;
обеспечивает включение специальных мер в план работы учреждении образования и ее (его) отдельных структурных подразделений и служб;
обеспечивает разработку и внедрение порядка выявления и учета случаев насилия и предпринятых мер с использованием специальной документации (форма регистрации, журнал учета и др.) и соблюдением конфиденциальности и защиты персональных данных;
предоставляет всем участникам образовательного процесса средства и каналы сообщения о случаях насилия или его попытках, обеспечивает регистрацию и рассмотрение всех сообщений, своевременное и объективное расследование случаев насилия и принятие мер по каждому выявленному случаю;
определяет одного из своих заместителей в качестве ответственного за профилактику насилия и координацию мер реагирования на его случаи; при назначении ответственного заместителя руководствуется его опытом работы, профессиональной подготовкой, навыками конструктивного взаимодействия и умением устанавливать доверительные отношения с обучающимися, родителями и другими сотрудниками учреждении образования;
организует работу отдельных специалистов или служб сопровождения (педагога-психолога, социального педагога) в целях профилактики насилия, разбора случаев насилия, оказания помощи вовлеченным сторонам;
обеспечивает своевременное информирование родителей обучающихся (как пострадавшего ученика, так и ученика, совершившего насилие) и вышестоящих органов управления образованием и служб (милиции, скорой медицинской помощи) о случаях совершенного насилия или его предпосылках и организует взаимодействие с ними для противодействия насилию и оказания помощи пострадавшим;
поддерживает связь с родителями обучающихся, в том числе через родительский комитет, классных руководителей, других работников;
создает условия для обучения всех сотрудников учреждения образования методам профилактики насилия и навыкам его выявления, предотвращения и оказания помощи участникам конфликта;
осуществляет систематический контроль за соблюдением прав обучающихся и работников учреждения образования, этических норм со стороны педагогов и сотрудников;
осуществляет мониторинг обстановки в учреждении образования и регулярно анализирует происшествия, связанные с насилием; при необходимости принимает управленческие решения по обеспечению безопасности, корректирует план работы по профилактике насилия и меры реагирования;
отчитывается перед вышестоящим органом управления образования о мерах по обеспечению безопасности в учреждении образования.
Назначенный заместитель руководителя (директора) учреждения образования несет ответственность за курирование вопросов, связанных с предупреждением насилия и координацией мер реагирования на случаи насилия. В должностной инструкции этого заместителя закрепляются соответствующие функции.
Заместитель директора, ответственный за профилактику насилия и координацию мер реагирования на случаи насилия:
согласовывает планы проведения, сценарии мероприятий по недопущению насилия и его профилактике;
оказывает педагогам методическую помощь в создании благоприятной психологической обстановки во время проведения занятий;
посещает учебные занятия и внеурочные мероприятия в целях контроля за соблюдением обучающимися и педагогами дисциплины, правил и этических норм поведения, а также для понимания проблемных зон в обучении и воспитании обучающихся;
проводит беседы с обучающимися, родителями и педагогами о соблюдении правил и норм поведения, принятых в учреждении образования;
аккумулирует и анализирует информацию обо всех случаях насилия в учреждении образования;
осуществляет (организует) разбирательства по случаям насилия или попыткам его совершения, при необходимости – в составе специальной комиссии, созданной из числа педагогов и сотрудников учреждения образования по приказу директора;
обеспечивает принятие необходимых мер реагирования на случаи насилия в соответствии с уставом, правилами поведения, документом, излагающим политику учреждения образования в отношении насилия, и рекомендациями специалистов (комиссии), проводивших разбирательство случая насилия;
сообщает директору о каждом случае насилия, ходе его расследования и предпринятых мерах;
держит на особом контроле обучающихся, замеченных в потреблении психоактивных веществ, ранее совершавших насильственные действия, склонных к конфликтам и агрессивному поведению;
организует мониторинг обучения, поведения и социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями и других обучающихся, которые в силу различных личностных, семейных, социальных и других факторов имеют более высокий риск стать жертвой насилия и дискриминации;
в случае отсутствия директора или исполнения его обязанностей информирует вышестоящие органы управления образованием, службы (скорая помощь, органы внутренних дел) и родителей обучающихся о случае насилия.
Ответственный заместитель директора может привлекать к своей работе, связанной с профилактикой насилия и реагированием на его случаи, дежурного учителя или администратора, классных руководителей, педагога-психолога и других работников учреждения образования.
В целях профилактики насилия и оказания помощи участникам конфликтных ситуаций педагог-психолог, социальный педагог:
анализируют социально-психилогический климат в учреждении образования в целом и отдельных классах (группах), дают рекомендации по его улучшению и оказывают содействие классным руководителям, другим сотрудникам учреждения образования, обучающимся и родителям в его улучшении;
распознают у обучающихся и работников учреждения образования проблемы в межличностном общении, адаптации к коллективу, предпосылки к насильственному поведению или виктимизации и оказывают им своевременную психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку;
осуществляют систематическое наблюдение за обучающимися с особыми образовательными потребностями, особенностями развития и поведения и другими обучающимися, у которых присутствует риск подвергнуться насилию и дискриминации, а также за обучающимися, состоящими на внутриучрежденческом контроле из-за нарушений дисциплины или совершения актов насилия; оказывают им, их родителям и классным руководителям необходимую консультативную помощь;
консультируют педагогов, других работников учреждения образования, обучающихся и их родителей по вопросам предотвращения агрессивного поведения, разрешения конфликтных ситуаций и оказания их участникам психологической помощи и социально-педагогической поддержки;
проводят с работниками учреждения образования, обучающимся и их родителями специальные занятия и тренинги по развитию навыков общения, разрешения конфликтов, управления эмоциями и преодоления стрессовых ситуаций;
принимают участие в разборе случаев насилия, оценивают психологическое состояние пострадавшего, обидчика и свидетелей и оказывают им необходимую психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку; при наличии показаний рекомендуют обратиться за профессиональной психологической помощью и реабилитацией в соответствующие учреждения;
взаимодействуют со специалистами медико-психолого-педагогических комиссий, психологических служб, центров для оказания помощи пострадавшим от насилия и другим участникам конфликтных ситуаций.
Непосредственное взаимодействие с обучающимися осуществляют учителя и воспитатели, чьи должностные инструкции дополняются положениями, в соответствии с которыми учитель, воспитатель, классный руководитель:
информирует обучающихся и их родителей о правилах внутреннего распорядка в учреждения образования, политике учреждения в отношении насилия, при необходимости совместно с обучающимися разрабатывает правила поведения в классе (группе);
формирует и поддерживает в классе (группе) такую среду, которая бы в полной мере учитывала потребности, интересы и права каждого обучающегося, включая обучающихся с особыми образовательными потребностями, особенностями развития и поведения, и ученического коллектива в целом;
использует уроки и другие формы занятий с обучающимися как средство профилактики насилия, организует обсуждение вопросов уважения, принятия другого человека, другой точки зрения, других ценностей, форм самовыражения и неприятия насилия;
формирует у обучающихся навыки межличностного общения, умения договариваться и разрешать конфликты мирным путем;
осуществляет постоянное наблюдение за детским коллективом в целях раннего выявления межличностных конфликтов, возможного формирования группировок, изоляции и травли замкнутых, малообщительных, эмоционально нестабильных обучающихся, в том числе имеющих особые образовательные потребности, особенности развития и поведения, и своевременного оказания им помощи и поддержки;
привлекает педагога-психолога и социального педагога для диагностики и улучшения социально-психологического климата в классе (группе), разбора случаев насилия, проведения бесед с его участниками и другими обучающимися, консультирования родителей;
не оставляет без внимания сообщения о случаях насилия, пресекает агрессивное поведение, принимает такие воспитательные и дисциплинарные меры, которые дадут долговременный эффект и не усугубят ситуацию;
своевременно обсуждает с родителями проблемы в поведении обучающихся (проявления агрессии или застенчивости, изоляции и др.) и совместные действия по их преодолению;
в случае совершения насильственных действий обучающимся или в отношении обучающегося действует в соответствии с установленным в учреждении образования порядком.
В целях противодействия насилию персонал учреждения образования (охранники, медицинский работник, библиотекарь, работники столовой, гардероба, лаборанты, секретари) обязаны:
следить за тем, чтобы в здание учреждения образования и на его территорию не проникали посторонние, а обучающиеся не покидали его до окончания занятий;
вести наблюдение за обучающимися в вестибюле, гардеробе, коридорах учреждения образования и сообщать классному руководителю, ответственному заместителю директора о случаях насилия, а также о поведении обучающихся, позволяющем заподозрить совершение ими или в их отношении насильственных действий;
наблюдать за поведением педагогов, сотрудников, родителей; в случае совершения ими насильственных действий немедленно сообщать об этом руководству учреждения образования;
разнимать конфликтующие стороны, в случае угрозы их жизни и здоровью оказывать первую помощь и вызвать скорую медицинскую помощь.
Профилактике и противодействию насилию также содействует технический персонал – уборщицы, водитель школьного автобуса, дворник, электрик, слесарь и др. Эти работники:
не допускают обучающихся в технические помещения (подвалы, кладовые, бойлерные, гаражи) и укромные места (под лестничные клетки, тамбуры, отдаленные участки территории учреждения образования), где могут совершаться насильственные действия;
при обнаружении обучающихся в таких местах выясняют, с какой целью они там находятся, и прослеживают, чтобы обучающиеся их покинули;
при уборке и техническом обслуживании туалетных комнат, душевых и спортивных раздевалок обращают внимание на поведение обучающихся и при подозрении на совершение насильственных действий незамедлительно сообщают дежурному учителю или администратору.
Водителю школьного автобуса при перевозке учащихся следует постоянно наблюдать за пассажирами, обращать внимание на их поведение при посадке и высадке, информировать администрацию учреждения образования обо всех происшествиях, а также фактах, позволяющих подозревать совершение насильственных действий.
Примерная тематика вопросов
для обсуждения на родительских собраниях
Модуль |
Тематика |
Общее представление о насилии, его виды и формы проявления |
Физическое и психологическое насилие: как они проявляются и как им противостоять |
Вымогательство, буллинг и кибербуллинг: как они проявляются и как им противостоять |
|
Сексуальное насилие: как проявляется и как ему противостоять |
|
Пренебрежение основными нуждами ребенка (подростка) и как этого не допустить |
|
Насилие дома и в учреждении образования |
|
Последствия насилия, его влияние на психическое и физическое здоровье, социализацию и обучение ребенка (подростка) |
|
Причины и факторы насилия. Моделирование ситуаций, вызывающих насилие |
|
Противодействие насилию в учреждении образования
|
Политика учреждения образования в отношении насилия, роль родителей в ее реализации |
Правила внутреннего распорядка для обучающихся |
|
Создание и сохранение безопасной и психологически комфортной среды в учреждении образования |
|
Воспитание ребенка (подростка)
|
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие, формирование характера, социализацию ребенка (подростка) и успехи в учебе |
Как любить ребенка (подростка) |
|
Как критиковать ребенка (подростка) |
|
Как научить ребенка правилам общения и взаимодействия |
|
Как научить ребенка (подростка) управлять чувствами и эмоциями |
|
Как поговорить с ребенком (подростком) о школьной жизни |
|
Как помочь ребенку (подростку) в выборе друзей |
|
Как строить и поддерживать отношения со сверстниками |
|
Как реагировать на насилие и вести себя в конфликтных ситуациях |
|
Тактики экстренного воспитывающего действия и поддержки ребенка |
|
Как помочь ребенку (подростку) стать увереннее |
|
Сексуальное воспитание: сексуальные и репродуктивные права, развитие и поддержание здо- ровых взаимоотношений |
|
Выявление насилия и помощь ребенку (подростку) в конфликтной ситуации |
Признаки (симптомы) насилия в отношении ребенка (подростка) и агрессивного поведения |
Как помочь ребенку (подростку), вовлеченному в конфликтную ситуацию, пережившему насилие, совершившему насильственные действия |
|
Действия родителей в случае совершения насилия в отношении ребенка (подростка) |
|
Куда можно обратиться за помощью ребенку (подростку), пережившему насилие |
|
Родительский опыт профилактики насилия и помощи детям (подросткам), столкнувшимся с насилием |
Примерный План мероприятий учреждения образования по профилактике и предотвращению насилия в ___ учебном году
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Нормативно-правовое и информационное обеспечение |
|||
1 |
Подготовка приказа «О профилактике насилия в учреждении образования» |
Последняя неделя августа |
Директор |
2 |
Подготовка приказа «О порядке действий персонала при столкновении со случаями насилия в учреждении образования» |
Первая неделя сентября |
Ответственный заместитель директора |
3 |
Совещания с различными категориями работников по вопросам профилактики насилия: педагогический персонал; вспомогательный персонал; технический персонал |
Сентябрь |
Ответственный заместитель директора, педагог-психолог, педагог социальный |
4 |
Обсуждение и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся в классах, оформление правил в виде наглядного стенда |
Сентябрь |
Классные руководители (8-11-й классы) |
5 |
Организация работы «почты доверия» (установка информационных ящиков доверия) для сообщения о случаях насилия |
Сентябрь |
Ответственный заместитель директора, педагог-психолог, педагог социальный, классные руководители |
6 |
Создание (или обновление) раздела о профилактике насилия и размещение нормативных документов на сайте школы или школьном информационном стенде |
Последняя неделя сентября |
Ответственный заместитель директора |
7 |
Рейд по школе в целях проверки информационной доступности локальных нормативных документов по профилактике насилия |
Ноябрь |
Ответственный заместитель директора, педагог-психолог, педагог социальный, классные руководители |
8 |
Информационная акция для старшеклассников «Нет насилию!» |
Декабрь |
Ответственный заместитель директора, педагог-психолог, педагог социальный |
9 |
Выступление на общешкольном родительском собрании о профилактике насилия в ученическом коллективе |
Февраль |
Директор, заместитель директора по воспитательной работе |
Работа с педагогами, другим персоналом |
|||
10 |
Проведение обучающих семинаров для учителей по предотвращению насилия и мерам реагирования |
Осенние каникулы |
Педагог-психолог |
11 |
Инструктивные совещания по вопросам профилактики насилия со вспомогательным, техническим персоналом |
Ноябрь |
Директор, ответственный заместитель директора |
12 |
Тренинг для учителей по предотвращению насилия в школьной среде |
Зимние каникулы |
Педагог-психолог |
13 |
Собеседование с классными руководителями по результатам диагностики классного коллектива |
По итогам каждой четверти |
Педагог-психолог |
14 |
Консультирование классных руководителей психологом, педагогом социальным по проблемным ситуациям |
В течение года |
Педагог-психолог, педагог социальный |
Работа с обучающимися |
|||
15 |
Проведение тренингов для обучающихся 15-17 лет по межличностному общению, формированию навыков не агрессивного и ненасильственного взаимодействия и разрешения конфликтов |
В течение года |
Педагог-психолог |
16 |
Проведение тренингов для младших школьников (1-4-й классы) по межличностному общению, формированию навыков не агрессивного и ненасильственного взаимодействия и разрешения конфликтов |
Октябрь |
Педагог-психолог |
17 |
Неделя толерантности |
Ноябрь |
Ученический совет, классные руководители |
18 |
День открытых дверей у школьного психолога |
Ноябрь |
Педагог-психолог |
19 |
Конкурс плакатов против «Мы против насилия!» |
Март |
Ученический совет, ответственный заместитель директора |
20 |
Конкурс на самый дружный класс |
Апрель |
Ученический совет, классные руководители |
|
Работа с родителями |
||
21 |
Общешкольное родительское собрание «О праве ребенка на защиту от любой формы насилия» |
Октябрь |
Директор |
22 |
Подготовка памятки для родителей о способах сообщения о предполагаемых и реальных случаях насилия в отношении детей и мерах защиты и оказания помощи детям |
Октябрь |
Ответственный заместитель директора, педагог-психолог, педагог социальный |
23 |
Родительские собрания в классах «Ваш ребенок - ваша ответственность» |
Декабрь |
Классные руководители |
24 |
Проведение консультаций психолога по вопросам взаимоотношений родителей с детьми |
В течение года |
Педагог-психолог |
25 |
Консультирование родителей по защите прав и интересов детей |
1 раз в месяц |
Педагог-психолог, педагог социальный |
|
Мониторинг деятельности учреждения образования |
||
26 |
Подготовка диагностического инструментария |
Сентябрь-октябрь |
Педагог-психолог, педагог социальный |
27 |
Самообследование школьной среды на предмет безопасности и комфортности |
2 раза в год |
Администрация школы |
28 |
Анонимное анкетирование учащихся 5-11-го классов об опыте столкновения с насилием в школе |
Декабрь |
Педагог-психолог |
29 |
Анкетирование родителей о безопасности школы |
Декабрь |
Педагог-психолог |
30 |
Диагностика взаимоотношений в школе (анкетирование обучающихся и педагогов) |
Февраль |
Педагог-психолог |
31 |
Анализ информации из журнала учета случаев насилия |
Ежемесячно |
Ответственный заместитель директора |
Регистрация происшествия (случая насилия)
и принятых мер (примерная форма)
Регистрация инцидента |
|||
1 |
Дата сообщения о происшествии(число, месяц, год) |
||
2 |
Кто сообщил (указать Ф.И.О., нужное подчеркнуть) |
_________________________________________ Пострадавший Учащийся Родитель Работник Неизвестно |
|
3 |
Как сообщил (Нужное подчеркнуть) |
Устно Через «ящик доверия» По телефону Заявление на имя директора Анонимно Другое ___________________________________ |
|
4 |
Кому сообщил (Ф.И.О., должность работника) |
||
5 |
Суть сообщения |
||
6 |
Кто зарегистрировалсообщение (Ф.И.О., должность работника) число, месяц, год,подпись) |
||
Разбор инцидента |
|||
7 |
Дата и время происшествия |
||
8 |
Место происшествия |
||
9 |
Краткое описание происшествия |
||
10 |
Вид и форма насильственных действий(указать форму) |
||
11 |
Частота случая насилия (однократный или систематически повторяющийся) |
||
12 |
Сведения об участниках происшествия |
Пострадавший(ие) (Ф.И.О., класс/группа) |
|
Обидчик (обидчики) (Ф.И.О., класс/группа) |
|||
Свидетель (свидетели) (Ф.И.О., класс/группа) |
|||
13 |
Последствия (ущерб от) насильственных действий |
||
14 |
Заключение и рекомендации |
||
15 |
Кто разбирался с инцидентом (Ф.И.О., должность работника, число, месяц, год, подпись)
|
||
Принятые меры |
|||
16 |
Проведенная работа с пострадавшим(и) по снижению вреда от насилия |
||
17 |
Проведенная работа с обидчиком/ обидчиками, принятые воспитательные и дисциплинарные меры |
||
18 |
Проведенная работа со свидетелем/свидетелями |
||
19 |
Привлекались ли для оказания помощи участникам происшествия специалисты различных служб вне учреждения образования (да или нет, название службы/служб) |
||
20 |
Цель привлечения специалистов иных служб |
||
21 |
Кому сообщено об инциденте (Нужное подчеркнуть) |
Родителям пострадавшего/пострадавших Родителям обидчика/обидчиков Родителям свидетеля/свидетелей Вышестоящему органу управления образованием Органам внутренних дел Другой инстанции _________________________ |
|
22 |
План действий по дальнейшему контролю за ситуацией |
||
23 |
Кто зарегистрировалпринятые меры(Ф.И.О., должность работника, число, месяц, год, подпись) |
Журнал учета происшествий (случаев насилия) и принятых мер
(примерная форма)
Дата, время |
Место |
Краткое описание |
Пострадавший |
Обидчик |
Кто провел разбор случая |
Работа с пострадавшим |
Привлечение внешних специалистов |
Сообщение о происшествии в другие ведомства |
Ответственный за разбор случая |
ПРИМЕР РЕГИСТРАЦИИ |
|
Дата и время |
12 апреля 20…года |
Место |
Коридор |
Краткое описание |
Драка между обучающимися |
Пострадавший |
Ф.И.О., 8 Б класс |
Обидчик |
Ф.И.О., 10 А класс |
Кто провел разбор случая |
Ф.И.О., ответственный заместитель директора |
Работа с пострадавшим |
Классный руководитель провела беседу с обучающимся, сообщила о происшествии его родителям |
Работа с пострадавшим |
Классный руководитель, психолог провели беседу с обучающимся и отцом обучающегося (по отдельности) |
Привлечение внешних специалистов |
Не привлекались |
Сообщение о происшествии в другие ведомства |
Не сообщалось |
Ответственный за разбор случая |
Ф.И.О., ответственный заместитель директора, Ф.И.О.,классный руководитель 8 Б класса и Ф.И.О., классный руководитель 10 А классов |
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ
В каждом УО заводится в электронном видежурнал регистрации фактов домашнего насилия и назначается (определяется) уполномоченное лицо, ответственное за его ведение.
В случае отсутствия возможности ведения журнала в электронном виде, возможно его ведение в печатном виде.
Журнал регистрации фактов домашнего насилия
Дата и время поступления информации о домашнем насилии |
Должность, фамилия, инициалы лица, сообщившего о домашнем насилии |
Фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения, идентификационный номер гражданина, совершившего домашнее насилие |
Фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения, идентификационный номер пострадавшего от домашнего насилия |
Дата и место (населенный пункт, проспект, улица, переулок, проезд, дом, корпус, квартира (комната), совершения домашнего насилия) |
Должность, фамилия, инициалы уполномоченного должностного лица регистрируемого органами (учетного подразделения), направившего информацию |
Результат проверки информации (заполняется учетным подразделением) |
В случае выявления признаков (факта) домашнего насилия сотрудники (работники) УО заполняют карточку регистрации информации о выявлении признаков (факта) домашнего насилия и передают ее не позднееследующего за фактом выявления рабочего дня уполномоченному лицу регистрирующего органа.
При наличии признаков, указывающих на совершение правонарушения (преступления), информация передается незамедлительно по телефону «102».
После фиксацииинформации уполномоченное лицо вносит сведения в журнал и не позднее следующегорабочего дня с момента получения направляеткарточку регистрации в учетное подразделение по электронным каналам передачи данных либо иным доступным способом.
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
При ВЫЯВЛЕНИИ пострадавшего УО незамедлительноинформируют подразделения Следственного комитета и ОВД;
выясняют, нуждается ли в услугах переводчика, предоставляют такие услуги в случае необходимости;
выясняют наличие законных представителей;
уведомляют законных представителей о его местонахождении (в случае, если в отношении пострадавшего совершены действия со стороны лица, от которого оно находится в зависимом положении (отец, мать, отчим и т.д.), то все действия, предполагаемые для законного представителя, производятся представителем органа опеки и попечительства;
оказывают в пределах компетенции соответствующую помощь.
Должностные лица УОобеспечиваютсоблюдение требований о КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ информации.
Лица, допустившие разглашение, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.
УО размещают Региональную карту помощи Могилевской области на официальных сайтах и иных Интернет-ресурсах.
Следственный комитет и ОВД при первом контакте с пострадавшим и его законными представителями:
разъясняютнеобходимость обязательной явки в СПЦ по месту фактического проживания для получения помощи;
оформляют направление по оказанию помощи по форме согласно приложению, которое в течение 1 рабочего дня направляется в СПЦ по месту фактического проживания пострадавшего. Копии выдаются пострадавшему и его законному представителю.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ СПЦ,
получив копию направления по оказанию помощи:
- информирует о видах помощи,выдает Региональную карту помощи Могилевской области, которая содержит адреса и телефоны государственных органов, учреждений, организаций (РЦПП, СПЦ, УЗ, ЦДП, SOS-Детская деревня, Красный Крест), а также информационный ресурс, анонимный чат поддержки, Детскую телефонную линию;
- информирует о необходимости обращения в УЗ по месту фактического проживания для принятия мер по профилактике беременности и заражений инфекциями, передающимися половым путем;
- осуществляет сопровождение пострадавшего и его законных представителей в соответствующий компетентный орган при их заинтересованности в помощи, оказываемой гос. органами, учреждениями, организациями и общественными объединениями;
- оказывает психологическую помощь несовершеннолетнему и его законным представителям. Главнаязадача- уменьшить или ликвидировать травматические переживания ребенка, чувства собственной неполноценности, укрепить адекватную самооценку, восстановить безопасную жизнедеятельность.
Пострадавшему от сексуального насилия оказывается ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ в соответствии с Законом Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи»путем кризисного вмешательства – безотлагательное оказание психологической помощи в кризисных ситуациях, а также преодоление их последствий.
- ежемесячно и ежеквартально обобщает и предоставляет в КДН и МОСПЦ обезличенные сведения о количестве поступивших направлений по оказанию помощи и видах оказанной помощи;
- при необходимости предоставляет в КДН информацию о принятии мер по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, а также по вопросам защиты их прав и законных интересов.
СПЦ, где есть детские приюты, при необходимости могут предоставить детям в возрасте от 3 до 18 лет временные места пребывания, в том числе спальные места и питание.
Органы профилактикипри доставлении и (или) обращении к ним пострадавшего от сексуального насилия принимаютнезамедлительные мерыпо оказанию помощи несовершеннолетнему согласно компетенции, о чем в течение одного рабочего дняинформируют СПЦ по фактическому месту проживания пострадавшего.
О принятых мерах и результатах оказания помощи государственные органы, учреждения, организации или общественные объединения информируют СПЦ по фактическому месту проживания пострадавшего в течение трех рабочих днейпосле окончания оказания помощи.
В случае, если в отношении пострадавшего совершены действия со стороны лица, от которого оно находится в зависимом положении (отец, мать, отчим и т.д.), то все действия, предполагаемые для законного представителя, производятся представителем органа опеки и попечительства.
Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
- Отнеситесь к тому, что рассказал Вам ребенок, серьезно.
- Сохраняйте спокойствие.
- Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните ребенку, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
- Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
- Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
- Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
- Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально.
Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить может оказаться нелегко.
- Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
- Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
- Будьте честны. Объясните ему, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите его, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо»).
- Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
- Обратитесь за профессиональной помощью психологической, правовой, медицинской.
После окончания разговора сделайте подробную запись. Помните: интересы ребенка выше всего остального!
Как понять, что ребенок подвергается насилию в школе, классе?
Каждый учитель, преподаватель в состоянии заметить, что с ребенком происходит что-то не так. Когда Вы знали ребёнка одним и по непонятным причинам его поведение резко изменилось и стало непривычным (например, из тихого ребёнка он превратился в неспокойного и неуправляемого или, наоборот, из активного и любопытного замкнулся в себе и старается не привлекать внимания), — такое поведение может стать сигналом, что у этого ребёнка что-то произошло.
Необходимо обратить внимание, если ребенок:
- излишне агрессивен,
- излишне тревожен,
- имеет резкие перепады настроения, может проявлять вспышки гнева, громко смеяться без видимой причины, плаксивость без повода, чувствительность, неопределенность в желаниях и т.п.,
- у ребенка пропал аппетит,
- нет желания играть,
- ребенок постоянно обеспокоен чем-то,
- замкнутость (если это для него не типично),
- если стал проявлять трудности в общении со взрослыми и сверстниками,
- панический страх перед одноклассниками или каким–то конкретным учеником,
- жестокость к животным или к более слабым детям,
- врут, чтобы избежать наказания, воровство, низкая успеваемость,
- депрессия, прогулы в школе,
- ребенок стал рассеянным, невнимателен, забывчив, не может концентрироваться,
- стал пугливым, появилась боязнь громких звуков и резких движений,
- частая потеря или порча личных вещей (мобильного телефона, рюкзака, учебников и др.), синяки, ссадины, порванная или измятая одежда.
Отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или явно не правдоподобные объяснения — сигнал, что в отношении этого ребенка могло быть применено насилие.
Советы учителю по профилактике буллинга и мобинга в классе (школе)
- Для поддержания дисциплины и управления учебным процессом используйте позитивный подход: формулируйте правила поведения и требования к ученикам в форме «как лучше делать» (выполняйте задание аккуратно), а не как «не надо» поступать (не надо разводить грязь в своих тетрадях).
- Поощряйте участие застенчивых и робких детей. Давайте им задания, в которых они смогут реализовать себя в полной мере и преодолевать себя. Привлекайте учеников к разным совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность: подготовке утренника, организации экскурсии, дежурстве, поливке цветов, украшении класса к празднику и др.
- Подкрепляйте нужное поведение учеников посредством зрительного контакта, одобрительным кивком головы или улыбкой.
- Поощряйте желание учеников помогать друг другу в выполнении домашнего задания, подготовке к контрольной, тренировке навыков для сдачи нормативов по физкультуре и др.
- Подчеркивайте важность и ценность культурного, национального, религиозного многообразия, а также различных способностей и умений, вкусов и предпочтений, физических и интеллектуальных возможностей. Рассказывайте ученикам о причинах, по которым некоторые дети ведут себя не так, как остальные, объясните, что они испытывают трудности в учебе, имеют ограничения в занятиях спортом и играх из-за нарушений умственного или физического развития.Стоит обращать внимание на то, что все люди в целом и ученики класса в чем-нибудь отличаются друг от друга и именно это придает им неповторимость.
- Не допускайте и пресекайте сами и со стороны других любые насмешки, обидные комментарии в адрес других людей.
- Не противопоставляйте ученика коллективу. Не перехваливайте или не унижайте ученика за его способности, чтобы не вызвать к нему зависть других учеников или указать на слабого (единственный, кто не справился). В классе (группе) не должно быть «любимчиков» и тех, кого учитель явно недолюбливает.
- Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.
- Своим личным примером показываете уважительное отношение ко всем ученикам и другим учителям. Не оставляйте без внимания ни одного случая неуважительного (дискриминационного) поведения или высказывания, унижающего достоинство человека.
- Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный характер. Критикуйте поступок и его последствия, а не ученика. Избавьтесь от такой характеристики как «ты как всегда…» Это только закрепляет негативное поведение и реакцию.
- Если провинился один, то не стоит наказывать весь класс. Разберитесь в ситуации, кто виноват.
- Отстающего ученика, или того, кто систематически нарушает дисциплину на уроке, можно посадить рядом с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником. Не усиливайте изоляцию отвергаемых учеников, сажая их отдельно. Рассадите учеников, если один задирает и обижает своего тихого соседа. Не допускайте развития ситуации до конфликта, в котором может пострадать ребёнок. Но не делайте этого демонстративно!
- В классе (группе), где есть отвергаемые ученики, при проведении командных или групповых мероприятий, распределите на команды самостоятельно заранее. Если в классе есть изгои, по возможности, избегайте соревнований и соперничества, чтобы в неудаче не обвинили их.
- Привлеките непопулярных учеников к участию в мероприятиях класса (группы), где он сможет реализовать свои способности.Совместная деятельность сплачивает коллектив.
- Если ученик совершил проступок или попал в неловкую ситуацию, дайте ему шанс исправиться. Например, если вы застали ученика, когда он брал без спроса вещь одноклассницы, поговорите с ним наедине и пообещайте не предавать этот случай огласке, при условии, если ученик так больше не будет поступать.
- Не пренебрегайте жалобами учеников. Враждебные высказывания учеников по отношению друг к другу, оскорбительные записки и рисунки, другие проявления агрессивности не должны оставаться без внимания. Даже мелкие проступки требуют изучения ситуации. Абсолютно недопустимо говорить в ответ, когда ученик жалуется на то, что его обижают: «Хватит жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь».
Нормативные правовые акты и локальные документы
- Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (в редакции от 06.01.2022).
- Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (письмо Министерства образования РБ от 07.02.2018 № 05-01-07/1121/дс).
- Алгоритм взаимодействия по обмену, учету и использованию информации о фактах домашнего насилия (утвержденный 29-30 мая 2023 года).
- Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия (утвержденный 1-4 апреля 2024 года).
- Методические рекомендации для педагогических работников по предупреждению, профилактике и устранению насилия в учреждении образования (утвержденные 24.04.2024 заместителем Министра образования Республики Беларусь Е.А.Петруцкой).
- План мероприятий по защите детей от сексуального насилия и профилактике рецидивной преступности (утвержденный в июле 2023 года № 33/102-105/ заместителем Премьер-министра Республики Беларусь И.В.Петришенко).
- План организационно-аналитических, практических и иных мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации на 2023-2024 годы (утвержденный 10.03.2023 № 33/102-477/118 заместителем Премьер-министра Республики Беларусь И.В.Петришенко).
- Положение о дружественной детям комнате для допроса (утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17.08.2023 № 539).
ДЛЯ ЗАМЕТОК
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________