Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Нововведение в административный кодекс РБ, вступившие в силу 01.03.2021

Дата: 1 апреля 2021 в 10:10, Обновлено 1 апреля 2021 в 10:20
52 просмотра

НОВЫЙ КОАП С 1 МАРТА 2021 ГОДА: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ?
С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) (ст.1, абзац 2 ст.9 Закона Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З).

До приведения законодательства в соответствие с КоАП акты законодательства применяются в той части, в которой они им не противоречат.

Рассмотрим основные изменения, внесенные в Общую и Особенную части КоАП.

Общие правила привлечения к административной ответственности
Виды административных правонарушений
В КоАП в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на три категории:

1) административные проступки;

2) значительные административные правонарушения;

3) грубые административные правонарушения (часть 1 ст.2.2).

Обратите внимание!

Исходя из категории административного правонарушения будут варьироваться сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию (ст.4.9 КоАП), а также возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия - предупреждения (ст.8.3 КоАП).

Административные проступки Значительные административные правонарушения Грубые административные правонарушения
Административные правонарушения, за которые в соответствии с санкцией Особенной части КоАП может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере, не превышающем для:
- физического лица - 10 БВ;
- индивидуального предпринимателя - 25 БВ;
- юридического лица - 50 БВ Административные правонарушения, за которые может быть наложено административное взыскание в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо превышающем для:
- физического лица - 10 БВ;
- индивидуального предпринимателя - 25 БВ;
- юридического лица - 50 БВ Административные правонарушения, повторное совершение которых влечет уголовную ответственность, а также за которые в соответствии с санкцией может быть наложено административное взыскание в виде общественных работ, административного ареста, лишения специального права, лишения права заниматься определенной деятельностью
Виды административных взысканий
Предупреждение и лишение специального права исключены из числа административных взысканий.

Статья 6.2 КоАП в редакции до 01.03.2021 Статья 6.2 КоАП
1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
9) взыскание стоимости;
10) административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений 1) штраф;
2) общественные работы;
3) административный арест;
4) лишение права заниматься определенной деятельностью;
5) депортация;
6) конфискация;
7) взыскание стоимости;
8) запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений
За совершение административных правонарушений в отношении юридических лиц применяются следующие виды административных взысканий:

1) штраф;

2) лишение права заниматься определенной деятельностью;

3) конфискация;

4) взыскание стоимости (часть 2 ст.6.2 КоАП).

Минимальные и максимальные размеры штрафа
Минимальные размеры штрафа
Для юридического лица - 5 БВ (0,1 БВ за нарушение порядка налогообложения) (ранее - 10 БВ) (п.3 части 2 ст.6.4 КоАП) Для ИП - 2 БВ (0,1 БВ за нарушение порядка налогообложения) (п.2 части 2 ст.6.4 КоАП) Для физических лиц - 0,1 БВ (п.1 части 2 ст.6.4 КоАП)
Максимальные размеры штрафа
(исчисляются в базовых величинах)
Для юридического лица - 1 000 БВ (п.3 части 3 ст.6.4 КоАП) Для ИП - 200 БВ;
за нарушение законодательства о труде, правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, а также за правонарушения против порядка налогообложения, порядка управления - 500 БВ (п.2 части 3 ст.6.4 КоАП) Для физических лиц- 30 БВ;
за правонарушения, посягающие на права и свободы человека и гражданина, правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, в области связи и информации, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также против порядка налогообложения, порядка управления - 200 БВ (п.1 часть 3 ст.6.4 КоАП)
внимание

Обратите внимание!

Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции либо дохода, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции либо дохода, разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг) (часть 4 ст.6.4 КоАП).

Общественные работы
Введено новое административное взыскание - общественные работы (ст.6.5 КоАП).

Общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно-полезных целей. Конкретный вид выполняемых общественных работ определяется местными исполнительными и распорядительными органами на основании перечня общественных работ, определяемого Советом Министров Республики Беларусь.

Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч. и выполняются не более 4 ч. в день.

внимание

Обратите внимание!

Общественные работы могут налагаться судом только при наличии согласия физического лица, совершившего административное правонарушение, на их применение (часть 3 ст.6.5 КоАП).

Уклонение от выполнения общественных работ является административным правонарушением и влечет ответственность по ст.25.13 КоАП.

Профилактические меры воздействия
В главе 5 КоАП перечислены профилактические меры воздействия.

К лицу, совершившему административное правонарушение, в целях предупреждения совершения им новых административных правонарушений могут применяться следующие профилактические меры воздействия:

1) устное замечание;

2) предупреждение;

3) меры воспитательного воздействия (применяются к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, в случаях, предусмотренных главой 9 КоАП).

Данные меры применяются в случаях, предусмотренных КоАП, при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.

Освобождение от административной ответственности
Основания освобождения от административной ответственности перечислены в главе 8 КоАП.

Освобождение от административной ответственности возможно только в случае совершения таких категорий административных правонарушений, как административные проступки и значительные административные правонарушения (ст.8.3 КоАП).

ИзображениеИзображениеИзображениеСроки наложения административных взысканий
Срок наложения административного взыскания зависит от субъекта административного правонарушения (физическое лицо, ИП, юридическое лицо).

Изображение

Юридическое лицо, должностных лиц и ИП смогут привлечь к ответственности в течение 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения.

Иные физические лица могут быть привлечены к ответственности в течение 2 месяцев со дня совершения или обнаружения (прекращения) длящегося правонарушения, а за налоговые и таможенные нарушения - в течение 1 года (пп.1 и 3 части 1 ст.7.6 КоАП).

Годичный срок распространяется на физических лиц, совершивших правонарушения по ст.16.17, 16.26, 19.10-19.12, 23.8, 24.6, 24.18, частям 1-5 и 10 ст.24.35 КоАП (п.3 части 1 ст.7.6 КоАП).

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному взысканию
В КоАП в редакции до 01.03.2021 лицо считалось не подвергавшимся административному взысканию по истечении 1 года после исполнения административного взыскания.

В новом КоАП годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение. Лицо, совершившее административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (например, уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение - по истечении 6 месяцев.

Нарушения, влекущие административную ответственность по требованию
В КоАП (ст.4.4), как и в КоАП в редакции до 01.03.2021 (ст.4.5), указаны деяния, содержащие признаки административных правонарушений, которые влекут административную ответственность только при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего или его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

Но в КоАП в части второй ст.4.4 предусмотрено исключение из вышеуказанного правила. Независимо от требования потерпевшего или его законного представителя при совершении деяний, содержащих признаки правонарушений, предусмотренных частью ст.4.4 КоАП, административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению органом, ведущим административный процесс, если:

1) этим деянием причинен значительный вред интересам государства или общества;

2) деяние совершено в отношении лица, находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от лица, его совершившего, либо по иным причинам не способного самостоятельно обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Справочно

Подробнее об изменениях см.:

• Новый Кодекс об административных правонарушениях. Общая характеристика изменений. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З и Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З;

• Изменение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в 2021 году: кто и когда может быть привлечен к ответственности. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З.

Обратите внимание!

С 1 марта 2021 г.:

• должны быть прекращены дела об административных правонарушениях:

- которые согласно КоАП не являются административными правонарушениями;

- по которым истекли сроки наложения административных взысканий, установленные КоАП;

• не подлежат исполнению неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий за совершение деяний, не являющихся административными правонарушениями в соответствии с КоАП.

Особенная часть КоАП
Из прежнего КоАП исключены 110 норм, в 230 составах скорректированы санкции в сторону их уменьшения.

Значительная часть составов правонарушений изложена по-новому.

Справочно

В то же время за отдельные правонарушения ответственность ужесточается.

В частности, повышены:

• предельный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо за нарушение законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, со 100 до 200 БВ (часть 3 ст.6.4 КоАП);

• предельный срок лишения специального права с 3 до 5 лет (часть 1 ст.6.7 КоАП).

Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, наказывается штрафом до 100 БВ, или общественными работами, или административным арестом. При повторности (совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения) - штраф до 100 БВ, или общественные работы, или административный арест.

Административная ответственность (комментарии к Особенной части КоАП)
Новый Кодекс об административных правонарушениях. Общая характеристика изменений. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З и Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.

Строительство

Административная ответственность в сфере строительства: изменения с 1 марта 2021 года.

Трудовые отношения

Административная ответственность в сфере трудовых отношений: изменения с 1 марта 2021 года.

Обзор изменений в административной ответственности юридического лица как работодателя (нанимателя). Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З.

Уплата обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование

КоАП-2021: ответственность за нарушение порядка уплаты обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.

Охрана труда

Административная ответственность в сфере охраны труда: изменения с 1 марта 2021 года.

КоАП и УК: изменение ответственности за нарушения требований по охране труда в 2021 году.

ИзображениеИзображениеИзображениеАнтимонопольное регулирование и естественные монополии

Новая редакция КоАП: что нового для антимонопольного регулирования и естественных монополий. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.

ИзображениеИзображениеИзображениеИнтеллектуальная собственность

Изменения в административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности с 1 марта 2021 года. Комментарий к ст.9.21 и 11.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Административная ответственность за нарушение норм законодательства об интеллектуальной собственности: изменения с 1 марта 2021 года.

ВЭД и валютные операции

Административная ответственность за нарушение норм валютного законодательства и порядка проведения внешнеторговых операций: изменения с 1 марта 2021 года.

Пожарная безопасность

Административная ответственность за нарушения в области пожарной безопасности с 1 марта 2021 года.

Обращение с отходами

Административная ответственность за нарушения при обращении с отходами с 1 марта 2021 года.

Безопасность движения и эксплуатация транспорта

Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта: изменения с 1 марта 2021 года.

Закупки товаров (работ, услуг)

Административная ответственность в сфере закупок товаров (работ, услуг): изменения с 1 марта 2021 года.

Налогообложение

Административная ответственность за нарушения против порядка налогообложения с 1 марта 2021 года. Комментарий к главе 14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Экология

Отдельные экологические правонарушения, по которым изменились меры административной ответственности.

ИзображениеИзображениеИзображениеДелопроизводство, архивное дело, обращения граждан и ведении книги замечаний и предложений

Ответственность в сфере делопроизводства, архивного дела, при обращении граждан и ведении книги замечаний и предложений.

Ценообразование

Порядок рассмотрения административных дел и наложения штрафов за нарушение законодательства о ценообразовании.

Жилищное законодательство и ЖКХ

Административная ответственность в сфере жилищного законодательства и ЖКХ с 1 марта 2021 года.

Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, –

влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

4. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

5. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

6. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –

влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.